Электронные счета-фактуры: перспективы развития и международный опыт

В 2011 году российские налогоплательщики и налоговые органы должны перейти к использованию электронного документооборота счетов-фактур. Что это означает для налогоплательщиков, и каковы ожидания бизнес-сообщества от данного революционного изменения? В статье даны ответы на эти вопросы, а также рассмотрены некоторые аспекты международной практики применения электронного документооборота.

Вопрос о введении в России системы электронных счетов-фактур обсуждался на протяжении нескольких лет. На необходимость перехода к электронному документообороту в налоговых и коммерческих правоотношениях указывалось в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212), а также в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (одобрены Правительством РФ 20.05.2010).

Как отмечается в данных документах, электронный документооборот может создавать стимулы для инновационной активности российских организаций, а также содействовать развитию и более широкому использованию информационных и телекоммуникационных технологий в экономике. Для решения поставленных задач государство планирует обеспечивать развитие соответствующего законодательства, а также совершенствование правоприменительной практики в области использования современных технологий для обмена информацией.

Первым шагом к введению электронного документооборота в России было проведение по инициативе государственных органов в 2009 году пилотного проекта по созданию системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде, в рамках которого в тестовом режиме осуществлялся обмен электронными счетами-фактурами. Положительные результаты данного проекта позволили завершить многолетние обсуждения о необходимости внедрения в практику электронного документооборота счетов-фактур. В итоге летом 2010 года принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ (далее — Закон № 229-ФЗ), которым, в частности, установлена принципиальная возможность использования в РФ электронных счетов-фактур, что является существенным изменением имеющейся в настоящее время практики.

Чего ожидать от введения электронных счетов-фактур?

Как уже отмечалось, Законом № 229-ФЗ установлены лишь основные принципы использования электронных счетов-фактур, указывая при этом, что порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а также форматы электронных документов (включая счет-фактуру, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж) должны утверждаться уполномоченными органами исполнительной власти. На сегодняшний день указанные документы еще не утверждены. Несмотря на это, многие международные компании, работающие на российском рынке, уже задумываются об использовании системы электронного документооборота счетов-фактур и создают рабочие группы по изменению бизнес-процессов.

Так, например, результаты опроса, проведенного в ноябре 2010 года среди небольшой фокусной группы крупных международных и российских компаний, осуществляющих деятельность в одном секторе экономики, показали, что примерно половина опрошенных в настоящее время рассматривает возможность применения электронных счетов-фактур, а около 6% респондентов уже активно готовятся к внедрению электронного документооборота в своей компании.

По нашему мнению, бизнес-сообщество в целом оценивает возможность перехода на использование счетов-фактур в электронном виде как положительное изменение. Почти 70% представителей той же фокусной группы в связи с внедрением электронного документооборота счетов-фактур ожидают снижения расходов и времени на документооборот и улучшения информационного взаимодействия с налоговыми органами и лишь 28% опрошенных предполагают, что данное нововведение может привести к дополнительным сложностям.

Вместе с тем каждая организация, планирующая применение счетов-фактур в электронном виде, должна осознавать, что на начальном этапе необходимо проработать множество вопросов, связанных с внедрением системы электронного документооборота. Основываясь на многолетнем международном опыте работы компании PricewaterhouseCoopers (PwC) над проектами, связанными с разработкой и внедрением систем электронного документооборота для различных компаний, среди актуальных вопросов, с которыми столкнутся российские налогоплательщики при переходе на электронные счета-фактуры, можно отметить следующие:

  • выбор программного обеспечения, которое позволит выполнить все требования, предусмотренные налоговым законодательством;
  • интеграция системы составления и обмена электронными счетами-фактурами с бухгалтерской системой компании;
  • согласование с контрагентами возможности обмена электронными счетами-фактурами и иными документами, а также внесение соответствующих изменений в договорные отношения;
  • обучение персонала компании пользованию системой обмена электронными документами;
  • обеспечение возможности представления счетов-фактур в электронном виде по запросам налоговых органов и т д.

Международный опыт использования электронных документов

Безусловно, переход к ведению документооборота в электронном виде — это комплексная и довольно долгая процедура. Например, в европейских странах процесс введения электронного документооборота занял около 10 лет и до сих пор продолжает развиваться, и сегодня в странах — участницах Европейского союза еще продолжается адаптация общих принципов к местным особенностям. Кроме того, не завершена процедура гармонизации местного законодательства государств — членов Евросоюза. Однако преимущества введения электронных документов очевидны. Так, по данным исследования, проведенного PwC в 2009 году среди представителей бизнеса в 27 странах Европейского союза, на вопрос о преимуществах использования электронных счетов на первое место респонденты поставили повышение эффективности бизнеса, на второе — сокращение издержек компании, на третье — ускорение оплаты счетов контрагентами, на четвертое — сокращение числа споров между контрагентами.

В каждой стране существуют различные принципы, правила и требования к ведению электронного документооборота. Тем не менее все они направлены на достижение одной цели — повышение эффективности бизнес-процессов и, как результат, повышение конкурентоспособности экономики государства. В целом принципы по применению электронных счетов-фактур, заложенные в налоговом законодательстве России, имеют много общего с международной практикой, но в то же время у каждой страны есть свои особенности в отношении организации электронного документооборота. Рассмотрим наиболее интересные из них.

Добровольность или обязательность использования электронных документов

Согласно Закону № 229-ФЗ налогоплательщики могут составлять счета-фактуры и на бумажном носителе, и в электронном виде. Таким образом, в российском законодательстве используется принцип добровольности применения электронных счетов-фактур. Аналогичный принцип в той или иной степени установлен в странах Евросоюза.

Отметим, что данный принцип не всегда работает одинаково в странах, где используются электронные документы. Например, в Бразилии для компаний определенных отраслей экономики (сектор розничной торговли, табачная и автомобильная промышленность) применение электронных счетов является обязательным, остальные налогоплательщики могут участвовать в электронном документообороте по своему усмотрению. В Австрии компании имеют право добровольно использовать электронные счета, однако в отношении некоторых операций (например, заемные операции, операции по аренде) предусмотрен обязательный электронный документооборот, и в случае неиспользования электронных документов государством установлено взимание специального сбора. Размер такого сбора существенен, например, в отношении заемных операций он составляет от 0,9 до 1,5% суммы займа. В Республике Корея планируется введение обязательного электронного документооборота с 2011 года, при этом отказ выпустить электронный счет приведет к штрафу в размере 2% от суммы операции, а отказ от передачи электронного документа — к штрафу в размере 1% от суммы операции.

Альтернатива или дополнение к бумажному документообороту

Законом № 229-ФЗ предусмотрена возможность составления и выставления счета-фактуры на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Таким образом, электронный счет-фактура призван стать альтернативой бумажному документу. При этом названным законом не запрещено распечатывать электронные счета-фактуры на бумажном носителе.

Если проанализировать международный опыт, то можно увидеть, что электронные счета являются, как правило, альтернативой, а не дополнением бумажных документов. Данное утверждение, в частности, справедливо для стран Европейского союза. Более того, если компания выпускает счет и в электронном, и в бумажном виде и при этом не помечает бумажный документ как копию, то налоговые органы могут дважды (то есть на основании каждого счета) начислить НДС по совершенной операции. В Бразилии и Республике Корея электронные счета также заменяют бумажные.

Требования к передаче электронных документов

В России счета-фактуры могут составляться в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур. Причем среди принципов, на которых должен строиться электронный документооборот, выделяют добровольность использования, равнозначность требований к счетам-фактурам вне зависимости от их вида (бумажный или электронный), обеспечение свободы выбора оператора, унификацию требований к разрабатываемым программным продуктам, обеспечивающим электронный документооборот.

В международной практике использования электронного документооборота счетов существуют различные требования к системам электронного документооборота. Например, Директива Европейского союза 2006/112/ЕС от 28.11.2006 устанавливает такие основные условия использования электронных счетов, как гарантия подлинности происхождения документа (то есть счет должен быть заверен лицом, выпустившим данный счет) и целостности содержания (данные электронного документа нельзя изменить без разрешения выпустившего его лица), а также согласие контрагентов использовать электронные счета. Подобные принципы лежат в основе всех систем электронного документооборота, используемых в Европейском союзе, и могут быть дополнены каждой страной-участницей. Например, в Нидерландах не установлено каких-либо специальных требований к электронным системам передачи данных и достаточным условием для использования названной системы является применение такого электронного формата для формирования счета, к которому есть доступ у налоговых органов, а также приемлемая скорость передачи данных.

Интересной представляется идея, которую планируют претворить в жизнь в Республике Корея с 2011 года. Помимо обмена электронными счетами посредством использования учетных компьютерных систем компаний, планируется также ввести возможность выставления электронных счетов посредством единого портала налоговых органов, ресурсы которого позволят налогоплательщику создавать электронный счет в требуемом формате и передавать его контрагенту по электронной почте. Фактически, имея доступ в Интернет и адрес электронной почты контрагента, практически любой предприниматель сможет выставлять электронные счета.

Представление электронных документов в налоговые органы

Внесенные Законом № 229-ФЗ изменения предусматривают возможность не только выставления электронных счетов-фактур, но также и направления документов в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, если такие документы составлены в электронном виде по установленным форматам. Указанный порядок обмена данными должен сократить трудовые и финансовые затраты налогоплательщиков на сбор и предоставление документов, а также повысить эффективность взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками и эффективность налогового администрирования в целом.

Если обратиться к международному опыту, то можно заметить, что в разных странах порядок обмена электронными счетами отличается в зависимости от уровня налогового контроля. В Нидерландах, например, контрагенты обмениваются электронными счетами при совершении сделок посредством имеющихся у них электронных систем, а в ходе проверок налоговые органы запрашивают доступ к электронным системам налогоплательщиков и проводят соответствующие контрольные мероприятия в режиме онлайн.

В некоторых странах система обмена электронными счетами предусматривает обмен документами напрямую между контрагентами (например, в странах Евросоюза, Сингапуре), в других странах электронные документы отправляются контрагенту после проверки налоговыми органами. Так, в Турции, где введение электронных сче­тов-фак­тур планируется с 2011 года, порядок обмена электронными счетами-фактурами будет аналогичен используемому в настоящее время порядку обмена бумажными документами. В частности, счета-фактуры, созданные продавцом, сначала будут направляться по телекоммуникационным каналам связи в налоговые органы. Налоговые органы в свою очередь должны проверить правильность оформления данного сче­та-фак­ту­ры, присвоить ему соответствующий код и только после этого счет-фактура будет направлен покупателю. На основании уже проверенного налоговыми органами электронного сче­та-фак­ту­ры покупатель сможет получить возмещение НДС в более короткие сроки по сравнению с тем, как это происходит сейчас по бумажным документам.

В Бразилии также предусмотрено, что созданные продавцом электронные счета направляются сначала в централизованную систему налоговых органов, где происходит их предварительная проверка на соответствие установленным требованиям по формату, а затем электронные счета направляются обратно продавцу. Только после процедуры проверки на соответствие электронный счет направляется продавцом покупателю. Обратите внимание: в отличие от Турции данная процедура проверки электронного счета в Бразилии не гарантирует покупателю получение вычета по НДС.

В заключение отметим, что первый важный шаг в направлении перехода к электронному документо­обороту сделан и в уже скором будущем Россия присоединится к большому числу стран, применяющих систему электронного документооборота. Как показывает практика, безусловно, у каждой страны есть свои особенности введения и использования электронного документооборота, однако все согласны, что введение электронных документов существенно снизит затраты субъектов бизнеса, связанные с выставлением счетов-фактур, а также будет способствовать повышению эффективности налогового администрирования. Сегодня еще рано давать оценки и заключения, но уже через год можно будет оценить результаты использования системы электронных счетов-фактур в России, посмотреть, насколько оправдаются ожидания налогоплательщиков и налоговых органов.

Источник: Российский налоговый курьер

Автор: Попова И. Г., старший менеджер отдела косвенного налогообложения PricewaterhouseCoopers в России

0 комментариев

Будьте первым!

Комментировать
Ваш комментарий