Системы электронного документооборота (СЭД) предназначены для организации внутреннего делопроизводства компании. Рассказываем, что такое СЭД и какие у неё преимущества.
Что такое СЭД
Система электронного документооборота (СЭД) — это сервис, с помощью которого обмениваются электронными документами внутри компании. С помощью него можно:
- создавать,
- хранить,
- изменять,
- пересылать,
- согласовывать,
- следить за статусом подписания электронных документов.
Пример:
В СЭД создали пакет документов по сделке с новым поставщиком. Далее бухгалтерия, юристы, или другие отделы организации согласовывают каждый документ. Когда будет согласован весь пакет документов внутри самой организации, его можно отправить поставщику через сервис внешнего электронного документооборота.
СЭД умеет:
Автоматизировать работу с документами. Обмениваться электронными документами внутри компании гораздо быстрее и удобнее, чем бумажными. В СЭД виден статус документа, у какого сотрудника документ в работе и с какого периода. Также в СЭД можно при необходимости настроить маршрутизацию документов. Например, если создать шаблон маршрута, документ автоматически будет направлен нужному подразделению или сотруднику для выполнения определенной задачи. Например, исполнение или согласование.
Работать с КЭП. Если у вас есть интеграция с сервисами ЭДО для работы с контрагентами, то через СЭД можно контролировать весь документооборот компании. Например, когда согласовали пакет документов по сделке со всеми ответственными отделами внутри организации в СЭД, можно настроить их отправку контрагенту через Диадок и подписать его КЭП.
Электронный документооборот — самый быстрый способ доставить документы
Требования к СЭД
При выборе СЭД ориентируйтесь на потребности компании и бизнес-задачи.
Обратите внимание, возможно ли в системе электронного документооборота:
- работать с разными типами документов, потоковое сканирование и распознавание, регистрация, согласование и подписание;
- комментировать, редактировать документы, в том числе коллективно;
- совместить СЭД с учетными системами компании;
- создавать резолюции, контролировать процесс исполнения и статус документа;
- настроить разграничение доступа для разных работников;
- настроить интеграцию с внешним ЭДО.
Например, Диадок можно интегрировать и совмещать со всеми известными СЭД на рынке.
Не лишним будет обратить внимание на следующие критерии:
- применение электронной подписи;
- надежность разработчика;
- возможность автоматического выполнения стандартных функций или подготовки документов определенного типа;
- массовый ввод документов — обычно востребован в компаниях с большим документооборотом;
- возможность интеграции с существующими информационными системами, почтовой программой, офисными приложениями;
- соответствие отраслевым стандартам или стандартам организации;
- количество времени на восстановление сервиса в случае сбоя;
- необходимость установки дополнительных программ;
- устойчивость системы — стабильная работа и своевременное обновление;
- возможность масштабирования СЭД, изменения настроек при расширении компании, наличие удаленного доступа и маршрутизации документов. Это важно при территориальной удаленности подразделений и сложной организационной структуре.
Правовое регулирование и стандарты
Деятельность разработчиков СЭД отдельно не регламентируется. При работе с СЭД опираются чаще всего на Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ, Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ и Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ
Существует наказание за подделку и незаконное использование ключей чужой подписи без согласия владельца. За такие действия грозит:
Уголовная ответственность (ст. 327 УК), в том числе в виде лишения свободы до двух лет.
Гражданская ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам в результате использования электронной подписи без согласия.
Административная ответственность (ч.1 и ч.2 ст. 19.23 КоАП) в виде штрафа от 30 тыс.₽ до 100 тыс.₽.
Кроме того, при использовании усиленных электронных подписей участники электронного взаимодействия обязаны обеспечить конфиденциальность ключей электронных подписей, в частности не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия (ст. 10 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ).
Виды СЭД
На практике обычно выделяют:
Коробочные решения — закрытое готовое решение со стандартным набором опций. Чаще всего в компаниях применяют именно такие решения: их внедрение занимает минимум времени, но при этом базовой функциональности коробочного решения многим компаниям хватает, чтобы настроить полноценный СЭД.
Индивидуальные решения — когда продукт разработали индивидуально для нужды конкретного бизнеса.
Комбинированные решения — в базовый продукт добавляют опционально функции по желанию пользователя.
Преимущества СЭД
Рынок СЭД развивается: расширяется перечень систем и их возможностей, сферы применения, количество клиентов. СЭД удобен и бизнесу, и госструктурам
К основным плюсам СЭД пользователи относят:
- сокращение административных расходов на печать, бумагу и пересылку;
- ускорение обработки документов, чем при бумажном делопроизводстве;
- прозрачность документооборота — действия по каждому документу можно отследить;
- надежное, долговременное и структурированное хранение файлов в электронном архиве;
- конфиденциальность данных — передача информации в СЭД защищена шифрованием, а доступ сотрудников к файлам разграничивается;
- удаленная работа с помощью веб-версий систем и мобильных приложений;
- инструменты для формирования отчетов;
- сокращение ошибок ручного ввода за счет автоматического заполнения форм.
Недостатки СЭД
Большинство минусов СЭД — временное явление, которое пройдет через короткий срок использования. Например, пользователи выделяют дополнительное время на адаптацию к новой системе и обучение сотрудников.
Внедрение и работа в СЭД
Внедрение системы электронного документооборота — комплексный процесс. Вам необходимо приобрести саму СЭД, установить программное обеспечение, перестроить работу с документами в компании под электронный формат, обучить сотрудников и доработать систему под себя при необходимости.
Обобщенный порядок действий при внедрении СЭД выглядит так:
- анализ текущих бизнес-процессов, изучение маршрутов документов, регламентов и порядка работы с ними;
- выбор ИТ-решения, установка ПО, адаптация или интеграция его с имеющимися системами;
- тестирование работы в СЭД и обучение сотрудников.
При использовании СЭД издайте соответствующий приказ и ознакомьте сотрудников с ним под подпись, а также внесите необходимые изменения в локальные нормативные акты компании. В документах пропишите цели и задачи новшеств, термины и определения, порядок доступа к сервису и правила работы с документами.
Коротко о СЭД
СЭД — это сервис, с помощью которого обмениваются электронными документами внутри компании. В нем можно создавать, хранить, изменять, пересылать, согласовывать и следить за статусом подписания электронных документов.
При работе с СЭД выделяют коробочные решения — готовое решение со стандартным набором опций, индивидуальные решения — для нужд конкретного бизнеса и комбинированные решения — в базовый продукт добавляют опционально функции по желанию пользователя.
При внедрении СЭД придется приобрести саму систему, установить программное обеспечение, перестроить работу с документами в компании под электронный формат, обучить сотрудников и доработать систему под себя при необходимости.
25 исходящих документов на 30 дней — всем новым пользователям.
25 исходящих документов на 30 дней — всем новым пользователям.