Государство принимает меры для контроля за оборотом товаров и борьбы с контрафактом. Для этого поставщики и покупатели передают данные в единую систему маркировки. В статье рассказываем об обязательном переходе на маркировку в 2022 году для продажи некоторых категорий товаров. Также даем советы, как начать работать с Честным ЗНАКом через ЭДО.
В этой статье:
- Что такое система маркировки Честный ЗНАК
- Кто должен отчитываться в систему Честный ЗНАК
- Сроки запуска маркировки в 2022 году
- Когда нужно подключиться к Честному ЗНАКу
- Что нужно для начала работы
- Как происходит процесс отправки электронных документов в систему Честный ЗНАК
- Формирование электронного УПД
- Процесс подписания документа обеими сторонами
- Отправка документа в Честный ЗНАК
- Как подключиться к системе Честный ЗНАК через ЭДО
- Выбрать оператора ЭДО
- Как проверить контрагентов на готовность работать с ЭДО
- Вопрос-ответ

Работайте с маркировкой по правилам
Соблюдайте все требования законодательства с Диадоком
Что такое система маркировки Честный ЗНАК
Честный ЗНАК (ЧЗ) — национальная система маркировки товаров. Она позволяет отследить их перемещение от производителя или импортера до потребителя.
Как это работает:
- каждой товарной единице присваивается идентификатор в виде кода Data Matrix;
- этот цифровой код наносят на упаковку продукции;
- при каждом изменении собственника товара код фиксируется в системе.
В результате в ЧЗ появляются актуальные данные о том, где находится товар с маркировкой в каждый момент. Все участники оборота понимают, что этой товарной позицией можно законно торговать, так как она отражена в системе маркировки. А потребители могут быть уверены в качестве и легальности продукции. Чтобы проверить товар, достаточно отсканировать код Data Matrix на упаковке с помощью официального мобильного приложения Честный ЗНАК.
Концепция создания и функционирования системы маркировки товаров утверждена в Распоряжении Правительства РФ от 28.12.2018 № 29-63-p. Партнеры системы маркировки Честный ЗНАК — операторы фискальных данных (ОФД) и электронного документооборота (ЭДО).
Кто должен отчитываться в систему Честный ЗНАК
Обязательно использовать систему маркировки должны участники оборота товарных групп, перечисленных в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-P. Всего таких категорий десять:
- табачная продукция;
- духи и туалетная вода;
- новые шины и покрышки;
- предметы одежды из натуральной или композиционной кожи;
- блузки, блузы и блузоны;
- пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки;
- белье постельное, столовое, туалетное и кухонное;
- обувные товары;
- фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки.
Также маркировать нужно молочную продукцию, что закреплено в Постановлении Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099. К этой категории относятся:
- сыр, творог, сливочное масло;
- мороженое и виды пищевого льда;
- молоко, в том числе сухое и сублимированное, но за исключением сырого из-под коровы;
- сливки сгущенные и несгущенные;
- пахта, йогурт, кефир, молочная сыворотка;
- безалкогольные напитки с молочным жиром.
Питьевая вода в упаковке также подлежит контролю:
- природная минеральная;
- питьевая;
- купажированная;
- искусственно минерализованная;
- газированная вода без сахара, ароматизаторов и других добавок.
Перейдите на ЭДО и выполняйте требования маркировки
Сроки запуска маркировки в 2022 году
Основные этапы для маркировки молочной продукции в 2022 году:
- с 1 сентября обязательно передавать сведения о розничной реализации всей молочной продукции, которая подлежит маркировке;
- с 1 сентября вводится объемно-артикульный учет, а передача сведений о выводе из оборота обязательна для всех участников оборота, кроме сегмента HoReCa и фермеров.
Для передачи сведений в систему при B2B-сделках вам нужен ЭДО, так как по правилам маркировки они передаются только в электронных УПД.
Принципы маркировки воды такие же, как для молочки, отличаются только сроки в 2022 году:
- с 1 марта маркировка обязательна для прочих категорий воды, помимо минеральной;
- с 1 ноября передавайте сведения об обороте маркированной воды.
Когда нужно подключиться к Честному ЗНАКу
Если вы производите или реализуете продукцию, попадающую под маркировку, обязательно зарегистрируйтесь в Честном ЗНАКе и сверьтесь со сроками перехода к обязательной маркировке. Легальный оборот продукции, подлежащей обязательной маркировке, возможен только через систему Честный ЗНАК. За несоблюдение этого требования предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Что нужно для начала работы
- Зарегистрируйтесь в системе Честный ЗНАК.
- Если у директора еще нет сертификата квалифицированной электронной подписи, закажите сертификат КЭП.
- Перейдите на ЭДО с поставщиками и покупателями.
- Приобретите и настройте оборудование для работы с кодами маркировки и необходимое ПО.
- Настройте передачу данных в Честный ЗНАК.
Если на вашу продукцию еще не требуется маркировка, вы можете подключиться к пилотным проектам Честного ЗНАКа, чтобы уже быть готовыми к новым изменениям в законодательстве.
Как происходит процесс отправки электронных документов в систему Честный ЗНАК
Юридические лица должны уведомлять Честный ЗНАК, когда передают или получают товар от другого юрлица для перепродажи. Это требование изложено в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 791-р и ФЗ от 25.12.2018 № 488. Каждый продавец должен проинформировать систему, какие товары и кому продал, а покупатель обязан сообщить, что он их принял.
Изначально участники процесса могли уведомлять о передаче права собственности на товар и напрямую через Честный ЗНАК, и с помощью оператора ЭДО. Но с 1 января 2022 года участники оборота маркированной продукции могут использовать только второй способ — передачу данных через оператора ЭДО. Это требование закреплено в Постановлениях Правительства от 31.12.2020 № 2464 и от 28.01.2021 № 64.
Наши эксперты пояснили на конференции DiadocDay 2022, почему ЭДО стал обязательным для маркировки:
Формирование электронного УПД
Производитель или оптовик формирует электронный УПД — универсальный передаточный документ на отгружаемую продукцию. В этом документе он указывает коды маркировки на товар.
Убедитесь, насколько удобной станет ваша работа с Контур.Диадоком
Процесс подписания документа обеими сторонами
После формирования электронного УПД производитель подписывает его и через сервис ЭДО отправляет своему покупателю. Если с маркировкой товара все в порядке, то принимающая сторона подписывает полученные документы с помощью КЭП. После отправки документа в систему Честный ЗНАК там появляется статус о том, что коды маркировки поступили на баланс получателя.
Отправка документа в Честный ЗНАК
На последнем этапе действует сервис передачи данных оператора ЭДО. Он проверяет УПД, коды маркировки и насколько правильно они размещены в структуре. Также сервис удостоверяется, что обе стороны поставили подписи, а их организации зарегистрированы в Честном ЗНАКе.
Если все данные в порядке, они передаются в Честный ЗНАК. При этом пользователь видит уведомление, что сведения поступили.
Когда на одном из этапов проверки документов найдены ошибки, система сообщает пользователю, что код маркировки не перешел к другому собственнику. В этом случае покупатель не сможет законно реализовывать такую продукцию клиентам, пока дистрибьютор не исправит недочеты.
Как подключиться к системе Честный ЗНАК через ЭДО
Сначала вам нужно оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Это необходимо не только для дальнейшей регистрации в Честном ЗНАКе, но и для оперативной отправки, доставки и подписания УПД с кодами маркировки. Также с помощью КЭП и ЭДО можно ускорить и упростить работу с другими документами компании. Оформить электронную цифровую подпись — ЭЦП — можно в специализированных центрах, у которых есть аккредитация от ФНС.
КЭП выглядит как зашифрованный криптографический ключ на флешке, пластиковой карте или другом носителе. Действие подписи нужно продлевать раз в год.
Обязательные шаги после получения КЭП:
- зарегистрироваться на сайте ЧестныйЗНАК.рф;
- подключиться к сервису ЭДО и настроить передачу данных в ЧЗ из электронных УПД;
- отправить приглашение своим контрагентам для обмена электронными УПД на маркированную продукцию.
Для выполнения этих действий вам нужно будет определиться с конкретным оператором ЭДО и проверить, зарегистрированы ли ваши контрагенты в Честном ЗНАКе. Убедитесь, что остальные участники товарооборота тоже зарегистрированы в ЧЗ. Тогда данные о сделках с маркированной продукцией будут передаваться в систему.
Выбрать оператора ЭДО
Оператор ЭДО обеспечивает вам безопасный обмен электронными документами через защищенный канал шифрования. В обычном email-клиенте можно потерять ценные данные, поэтому законодательство утвердило ЭДО как единственный вариант для передачи УПД с кодами маркировки.
В зависимости от целей бизнеса компания выбирает оператора ЭДО, опираясь на критерии:
- скорость работы системы;
- уровень защиты;
- наличие службы техподдержки и качеством ее работы;
- помощь в подключении контрагентов.
Популярный оператор ЭДО — это СКБ Контур, который предоставляет сервис Диадок. Когда вы подписываете в нем документ, сервис автоматически направляет требуемые данные в систему маркировки. Первичный документ, который подтверждает переход права собственности на товар, нужно передать в систему в течение трех дней с даты сделки. Благодаря сервису передача происходит автоматически при подписании электронного УПД с двух сторон.
Также сервис возвращает статусы, чтобы участники товарооборота были в курсе текущей принадлежности объекта. Помимо этого, пользователь Контура получает все основные преимущества электронного документооборота по сравнению с бумажным: стоимость, хранение, быстрый поиск и предоставление другим лицам и так далее.
СКБ Контур входит в официальный реестр операторов ЭДО и предлагает удобный сервис для передачи данных в Честный ЗНАК
Как проверить контрагентов на готовность работать с ЭДО
Отправьте контрагентам приглашение из личного кабинета сервиса ЭДО либо дождитесь от них приглашения к сотрудничеству. Когда вторая сторона примет его, вам будет доступно полноценное взаимодействие.
Экономически выгоднее работать в системе, если поставщик и покупатель подключены к одному оператору ЭДО. Контур Диадок предоставляет пользователям бесплатный роуминг для работы с другими операторами.
Онлайн-сервис позволяет вам без личного кабинета выяснить, кто из ваших контрагентов уже подключен к этой системе.
- Зайдите на страницу проверки контрагентов.
- Введите название организации или начните его писать. В появившемся списке выберите необходимого контрагента.
- Если нужно проверить сразу несколько организаций, загрузите список их ИНН по ссылке под поисковой строкой.
Если же вы авторизуетесь, то сможете отправить контрагенту приглашение:
- На странице «Контрагенты» в разделе «Поиск и приглашение» найдите организацию по названию или ИНН. Она может быть в блоке «Работают в Диадоке», «Еще не обменивались документами в Диадоке» или «Не подключены к Диадоку».
- Наведите курсор название нужной компании и нажмите «Отправить приглашение». В результате контрагент увидит уведомление прямо в Диадоке или в сервисе своего оператора ЭДО.
Более подробно этот процесс описан в пошаговой инструкции.
Компания СКБ Контур — оператор ЭДО и фискальных данных, ее системы интегрированы с информационной системой регулятора. Клиенту не приходится напрямую взаимодействовать с регулятором, поэтому повседневные задачи документооборота решаются быстрее. Подключиться к сервису передачи данных от Контур.Диадока можно в любой момент.
Когда ЭДО станет обязательным для следующих товарных групп и какие этапы маркировки существуют, узнаете из видео с конференция DiadocDay 2022:
С 2022 года маркировка становится обязательной для многих категорий продукции. Успейте подключиться к системе Честный ЗНАК уже сейчас, чтобы передавать УПД с кодами маркировки и отчитываться об обороте своих товаров в соответствии с требованиями закона.
Попробуйте, как это работает
Вопрос-ответ
Честный ЗНАК (ЧЗ) — национальная система маркировки товаров. Она позволяет отследить их перемещение от производителя или импортера до потребителя. Принцип работы такой: каждой единице товара присваивают код Data Matrix, его наносят на упаковку, а при изменении собственника товара код фиксируется в ЧЗ.
Оператор системы маркировки Честный ЗНАК — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), его задача состоит в том, чтобы сделать товарный рынок страны прозрачным, гарантировать потребителям, что они не столкнутся с контрафактом. Контрольный орган, который представляет интересы государства и потребителей, проводит плановые и внеплановые проверки — Роспотребнадзор. Подать туда жалобу на товар без маркировки можно через мобильное приложение от Честного ЗНАКа. Таким образом, проверить маркированный товар в Честном ЗНАКе может каждый покупатель с помощью своего смартфона.
Всем участникам оборота маркированной продукции нужно зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК. Сделать это должен гендиректор с помощью своей квалифицированной электронной подписи. Далее алгоритм отличается для производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов. Подробные инструкции есть на сайте Честного ЗНАКа. В зависимости от роли в цепочке товарооборота понадобится разное оборудование и ПО для работы с маркировкой. Для автоматической передачи в Честный ЗНАК сведений об операциях с товаром необходимо подключение к системе ЭДО.
Создать УПД можно в сервисе ЭДО Лайт Честного ЗНАКа, вручную наполнив УПД кодами маркировки. Для автоматизации процесса в 1С можно использовать модуль Диадока. Неважно, где вы создаете УПД, при работе с маркировкой важно передавать сведения в Честный ЗНАК с помощью ЭДО. При подписании электронных УПД двумя сторонами через сервис ЭДО коды автоматически направляются регулятору. При подключении к сервису ЭДО сообщите, что вам нужна эта услуга.
Оператор ЭДО автоматически передает данные в Честный ЗНАК после подписания электронных УПД. Чтобы это произошло, пользователю нужно выполнить важные условия. Во-первых, он и его контрагент должны быть зарегистрированы в Честном ЗНАКе. Во-вторых, в электронном УПД необходимо правильно разместить коды маркировки согласно формату по Приказу ФНС № 820. В-третьих, нужна настройка со стороны оператора ЭДО — в Диадоке для этого нужно подключить специальный шлюз.