Не вся власть электронному правительству

22 февраля 2011

В 2010 году субъекты Уральского федерального округа стали активнее переходить от теории на тему электронных госуслуг к практике. Стали появляться первые сервисы, позволяющие решать проблемы граждан дистанционно. Впрочем, как отмечают эксперты, основным тормозом в развитии электронных госуслуг является само государство.

В прошедшем году внимание теме электронного правительства уделялось предостаточно. Практически в каждом субъекте УрФО создана специальная структура, которая курирует этот проект. В Свердловской и Челябинской областях появились министерства связи и информационных технологий, в Ямало-Ненецком автономном округе существует профильный департамент. В регионах разрабатываются и начинают действовать целевые программы. Например, общий объем трехлетней программы «Информационное общество — Югра», принятой в прошлом году правительством Ханты-Мансийского автономного округа на период 2011-2013 годов, составляет более 2,9 млрд рублей. Одной из ее основных задач является формирование к 2014 году электронного правительства ХМАО.

Впрочем, элементы электронного правительства в регионах уже существуют. В первую очередь, на региональных порталах госуслуг появляется их описание. Как сообщает департамент информационной политики губернатора Свердловской области, на областном сайте на данный момент опубликовано описание более 1 тыс. госуслуг, в том числе 20 федеральных, 99 региональных и 919 муниципальных.

Данные регламенты помогают жителям области получить необходимую информацию для того, чтобы воспользоваться государственными услугами: на портале размещены последовательность действий, формы документов и справок, образцы заполнения квитанций, — говорится в сообщении департамента. Около 1 тыс. услуг размещено и на сайте «Государственные и муниципальные услуги в Тюменской области». Как отметил тюменский губернатор Владимир Якушев во время выступления с ежегодным посланием к депутатам областной думы, посещаемость сайта составляет около 30 тыс. обращений в месяц.

Следующим этапом развития электронного правительства в регионах стало появление первых сервисов, которые позволяют гражданам решать свои проблемы дистанционно. Среди них: электронная запись на прием к врачу, оформление пособия на проезд, электронная очередь в детский сад, электронный дневник. Кроме того, начали оказывать услуги федеральные органы власти. Например, федеральная миграционная служба в прошлом году ввела сервис, позволяющий через интернет сдать документы на получение загранпаспорта. Как рассказали в пресс-службе министерства социальной защиты населения Свердловской области, в будущем планируется упростить процедуру оформления электронных услуг путем введения «универсальной электронной карты». «Предполагается, что карта заменит ряд документов, таких как медицинский полис, страховое свидетельство пенсионного фонда. Она будет служить в качестве идентификатора личности, «ключа» доступа к персональной информации гражданина, а также, подобно банковской карте, позволит производить различные операции через развивающуюся сеть терминалов и интернет», — отмечают в минсоцзащите.

Проекты, связанные с электронным правительством, это очень сложные комплексные проекты. Мы видим, как каждый регион работает над их реализацией, какие у него достижения. Население пока мало готово к потреблению электронных госуслуг

Андрей Кинаш
Директор по развитию бизнеса Microsoft в Уральском федеральном округе

С ним согласна заместитель генерального директора компании «Корус Консалтинг» Инна Ашенбреннер.

Важный аспект — население в районных центрах и в сельской местности гораздо меньше готово к получению госуслуг в электронном виде, чем в крупных городах. Здесь играет роль и менталитет, и отсутствие инфраструктуры, и навыков владения компьютером. Совершенно другая картина в мегаполисах — по нашим оценкам, не менее 60% населения готово к электронному правительству, — говорит она. При этом эксперты отмечают, что роль государства в развитии электронных услуг не всегда является положительной. - Основная проблема заключается в том, что у чиновников на местах отсутствует мотивация — для них «электронное правительство» не является первоочередной задачей. Здесь еще важно отметить, что перевод госуслуг в электронный вид должен сократить количество работников в органах государственной власти, оказывающих эту услугу, поэтому на местах возникает скрытое противодействие

Инна Ашенбреннер
Заместитель генерального директора компании «Корус Консалтинг»

Согласно данным опроса «Корус Консалтинг», в котором приняли участие 100 топ-менеджеров и руководящих сотрудников российских компаний, электронные госуслуги находятся в России в зачаточном состоянии, и главная причина, по которой «информационное общество» тормозит — это само государство.

Смысл госуслуг — стать ближе и понятнее. Но государство этого, на мой взгляд, не сможет реализовать, так как привыкло говорить на языке сухих заявлений. Cитуацию можно было бы исправить, если бы сервис обеспечивали сторонние компании. В качестве примера можно привести услугу по сдаче электронной налоговой отчетности. Этот рынок существует уже 10 лет, сегодня 60% российских организаций сдают отчетность в электронном виде через интернет. При этом значительная часть работы была проделана спецоператорами. В налоговой службе подсчитали, что если убрать спецоператоров — им пришлось бы нанять в штат 18 тыс. человек, только тогда они смогли бы предоставить организациям нужный уровень качества услуги

Григорий Поваров
Заместитель генерального директора компании СКБ Контур

Источник: Коммерсант. Урал

Автор: Николай Яблонский


Меняется порядок обмена электронными документами

По требованию ФНС документооборот дополнится новыми технологическими документами: подтверждениями оператора и извещениями о получении участников обмена. Рассказываем о том, что изменится для пользователей Диадока, и кому необходимо обновить решения.

Минтруд ввел для кадровых электронных документов обязательные форматы

С 1 марта 2023 года начал действовать Приказ Минтруда от 20.09.2022 № 578н. С этого дня кадровики обязаны готовить электронные приказы, договоры, соглашения в установленных законодателем форматах. Контур первым из интеграторов кадрового ЭДО обновил функциональность для работы с формализованными документами

Какие сертификаты электронных подписей можно использовать в 2023 году

До окончания переходного периода по МЧД компании еще могут выбирать, с какими подписями работать в сервисе ЭДО. В новости расскажем об актуальных сертификатах, сроках применения и перевыпуске.

Обязательное применение МЧД перенесли на 1 сентября 2023 года

Опубликован закон о продлении переходного периода. У пользователей появилось больше времени на подготовку к работе по новым правилам: машиночитаемые доверенности (МЧД) нужно будет использовать вместе с КЭП физлица при подписании документов организации.