С начала 2013 года унифицированные формы первичных документов можно не использовать

1 января 2013 142 2

С 1 января 2013 года утратил силу федеральный закон РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Одновременно с этим вступил в силу федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Помимо прочего законом утверждены некоторые изменения, касающиеся электронных первичных документов.

Новый закон уравнял бумажный и электронный первичные документы. Так, согласно п.5 ст.9 «первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью». Если федеральный закон № 129-ФЗ обязывал организации по требованию любого контролирующего органа или другого участника хозяйственной операции составить бумажную копию за свой счет (п.7 ст.9), то теперь бумажные копии будут необходимы только «в случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе».

Если у организации есть электронные первичные документы и никакими нормативными актами не предусмотрено представления этих документов исключительно в бумажном виде, то нельзя потребовать продублировать их на бумаге. Правда, на данный момент возможность представления первичных документов в электронном виде упоминается только при истребовании для проведения налоговой проверки (ст. 93 НК РФ). Таким образом, представить документы по ТКС получится только в ИФНС. В иные органы, даже если законодательством не предусмотрено представление исключительно в виде бумажных копий, пока что технически невозможно сделать это никак иначе

Тамара Мокеева
Эксперт проекта Диадок

Основным изменением, касающимся первичной документации, является отмена обязательных унифицированных печатных форм документов. Также отсутствуют в новом законе указания, как составлять и где использовать тот или иной первичный документ. Теперь организации вправе использовать любые существующие или свои внутренние формы документов и выставлять эти документы по своему усмотрению, если это не противоречит иным нормативным актам. 

Однако при работе с электронными первичными документами целесообразнее будет пользоваться рекомендованными ФНС XML-форматами. Только документы в таких форматах можно будет представить в налоговый орган по ТКС без каких-либо дополнительных действий. В настоящий момент XML-форматы утверждены для товарных накладных и актов приемки-сдачи работ (услуг) (приказ ФНС России от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@). Документы, составленные в иных форматах, нужно будет сканировать и направлять в налоговую с заполнением дополнительной информации

Тамара Мокеева
Эксперт проекта Диадок

Как оформить машиночитаемую доверенность с правом передоверия

С 1 сентября 2023 года сотрудники компаний обязаны применять сертификат электронной подписи физлица и машиночитаемую доверенность (МЧД) при работе с электронными документами. К выпуску МЧД на работников нужно привлечь руководителя организации или передоверить его полномочия другому представителю. Эксперт сервиса Контур.Диадок Ирина Левитан подготовила инструкцию по выпуску МЧД с передоверием.

Станет ли единый формат МЧД обязательным

В марте 2023 года ФНС опубликовала универсальный формат машиночитаемой доверенности (МЧД). Как с ним работать сейчас, можно ли использовать старый формат и какие ведомства принимают новый? Отвечает эксперт Контур.Диадока Роман Акимов.

Топ вопросов о переходе на МЧД

Переход на электронную подпись физлица и машиночитаемую доверенность остается самой горячей темой в новостной повестке ЭДО. До обязательного введения МЧД осталось меньше четырех месяцев. На популярные вопросы пользователей отвечает эксперт сервиса Контур.Диадок Мария Потапова.

Операторы ЭДО будут использовать автоподпись для работы со счетами-фактурами

Минфин опубликовал приказ, который вносит поправки в порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме. Новые требования к электронным подписям операторов ЭДО вступят в силу с 1 июля.

Как работать с передоверием МЧД

Передоверие машиночитаемых доверенностей (МЧД) — это инструмент делегирования, который вызывает много вопросов у пользователей. Чтобы корректно применять его в работе, нужно разобраться в нюансах. В новости расскажем о том, как получить МЧД с передоверием и в каких случаях потребуется заверить ее у нотариуса.