С начала 2013 года унифицированные формы первичных документов можно не использовать

1 января 2013 792

С 1 января 2013 года утратил силу федеральный закон РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Одновременно с этим вступил в силу федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Помимо прочего законом утверждены некоторые изменения, касающиеся электронных первичных документов.

Новый закон уравнял бумажный и электронный первичные документы. Так, согласно п.5 ст.9 «первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью». Если федеральный закон № 129-ФЗ обязывал организации по требованию любого контролирующего органа или другого участника хозяйственной операции составить бумажную копию за свой счет (п.7 ст.9), то теперь бумажные копии будут необходимы только «в случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе».

Если у организации есть электронные первичные документы и никакими нормативными актами не предусмотрено представления этих документов исключительно в бумажном виде, то нельзя потребовать продублировать их на бумаге. Правда, на данный момент возможность представления первичных документов в электронном виде упоминается только при истребовании для проведения налоговой проверки (ст. 93 НК РФ). Таким образом, представить документы по ТКС получится только в ИФНС. В иные органы, даже если законодательством не предусмотрено представление исключительно в виде бумажных копий, пока что технически невозможно сделать это никак иначе

Тамара Мокеева
Эксперт проекта Диадок

Основным изменением, касающимся первичной документации, является отмена обязательных унифицированных печатных форм документов. Также отсутствуют в новом законе указания, как составлять и где использовать тот или иной первичный документ. Теперь организации вправе использовать любые существующие или свои внутренние формы документов и выставлять эти документы по своему усмотрению, если это не противоречит иным нормативным актам. 

Однако при работе с электронными первичными документами целесообразнее будет пользоваться рекомендованными ФНС XML-форматами. Только документы в таких форматах можно будет представить в налоговый орган по ТКС без каких-либо дополнительных действий. В настоящий момент XML-форматы утверждены для товарных накладных и актов приемки-сдачи работ (услуг) (приказ ФНС России от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@). Документы, составленные в иных форматах, нужно будет сканировать и направлять в налоговую с заполнением дополнительной информации

Тамара Мокеева
Эксперт проекта Диадок

Какие сертификаты электронных подписей можно использовать в 2023 году

До окончания переходного периода по МЧД компании еще могут выбирать, с какими подписями работать в сервисе ЭДО. В новости расскажем об актуальных сертификатах, сроках применения и перевыпуске.

Обязательное применение МЧД перенесли на 1 сентября 2023 года

Опубликован закон о продлении переходного периода. У пользователей появилось больше времени на подготовку к работе по новым правилам: машиночитаемые доверенности (МЧД) нужно будет использовать вместе с КЭП физлица при подписании документов организации.

Как подготовиться к переходу на МЧД

1 сентября 2023 года полностью изменится схема работы сотрудников с электронными документами. Машиночитаемые доверенности (МЧД) станут обязательными. Начать готовиться к переходу стоит уже сейчас, чтобы успеть все наладить и протестировать. Рассказываем, как получить нужные КЭП, выпустить доверенности и настроить работу в сервисе.

Обмен документами в Диадоке дополнится новыми подтверждениями о доставке

C 1 января 2023 года операторы ЭДО обязаны передавать в ФНС документы, которые содержат сведения о прослеживаемых товарах. Чтобы выполнять требования законодательства, мы дополним документооборот в Диадоке подтверждениями оператора о дате получения и отправки документов.