Чем подписывать электронную первичку: читаем новый закон об электронной подписи

26 февраля 2013 106

C 1 января 2013 года вступил в силу федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Помимо прочего закон утверждает некоторые новшества, касающиеся электронных первичных документов. При этом работу с электронными документами усложняет наличие нескольких видов электронных подписей: электронной цифровой подписи, неквалифицированной и квалифицированной электронных подписей. О том, чем теперь подписывать электронную «первичку», рассказывает Тамара Мокеева, эксперт системы электронного документооборота «Диадок».

Каким видом электронной подписи можно подписывать «первичку»

Федеральный закон от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» ввел три типа электронной подписи (ЭП): простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная. Нам нужно установить, какой ЭП необходимо подписывать первичные документы.

На данный момент нет нормативного документа, который бы устанавливал, каким видом подписи необходимо подписывать электронную бухгалтерскую первичку. (Заметим, что с электронными счетами-фактурами в этом вопросе существует полная ясность: согласно пункту 6 статьи 169 НК РФ он должен быть подписан усиленной квалифицированной ЭП). 

Позиция Минфина по этому вопросу однозначна — первичные документы должны быть подписаны только квалифицированной ЭП (КЭП) (см. письма Минфина России от 31.07.12 № 03-03-06/2/85 и от 25.12.12 № 03-03-06/2/139).

Однако специалисты ФНС России считают, что первичные документы, подписанные неквалифицированной ЭП (НЭП) имеют силу при наличии соглашения сторон (письмо ФНС России от 24.11.11 № ЕД-4-3/19693@). 

Квалифицированная ЭП

Давайте посмотрим, на чем основываются выводы специалистов Минфина и ФНС.

Читаем пункт 1 статьи 6 Закона № 63-ФЗ: «Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе».

Таким образом, на уровне федерального закона КЭП признается равнозначной собственноручной подписи, не требующей соглашения сторон. И любой электронный документ, подписанный КЭП, имеет юридическую силу.

Неквалифицированная ЭП

Теперь рассмотрим вопрос о значимости первичных документов, подписанных неквалифицированной подписью. Читаем пункт 2 статьи 6 Закона № 63-ФЗ: «Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи».

На наш взгляд, из данной нормы следует вывод: чтобы установить равнозначность неквалифицированной ЭП собственноручной подписи достаточно соглашения сторон, в котором соблюдены правила использования и проверки ЭП.

Порядок использования ЭП установлен пунктом 2 статьи 5 Закона № 63-ФЗ:

  1. подпись получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
  2. позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
  3. позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
  4. создается с использованием средств электронной подписи.

Все эти условия описаны, в частности, в Регламенте системы «Диадок». Поэтому чтобы выполнить требования Закона 63-ФЗ, достаточно присоединиться к регламенту, подписав соответствующее заявление.

Подпись для документов, запрошенных ИФНС

При этом формализованные первичные документы, составленные по утвержденному ФНС формату (пока формат утвержден только для ТОРГ-12 и актов приемки-сдачи работ и услуг), необходимо подписывать квалифицированной электронной подписью. Эту же подпись обязательно использовать и при передаче в инспекцию отсканированных бумажных документов, которые пересылаются как приложение к описи (утверждена приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@)..

В завершение разговора об электронной подписи на первичных документах и счетах-фактурах, скажем несколько слов о ситуации, связанной с принятием нового закона об электронной подписи (федеральный закон от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»). Сейчас большинство пользователей систем для отправки отчетности (например, «Контур-Экстерн») и систем электронного документооборота (например, «Диадок») пока используют  электронную цифровую подпись (ЭЦП), выданную на основании федерального закона от 10.01.02 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». ЭЦП можно подписывать электронную бухгалтерскую первичку. Ведь, во-первых, согласно закону №1-ФЗ электронные документы, подписанные ЭЦП, признаются равнозначными бумажным документам при наличии соглашения сторон. В случае с «Диадоком» таким соглашением является Регламент, к которому присоединяются пользователи. Во-вторых, согласно статье 19 закона № 63-ФЗ сертификат ЭЦП приравнивается сертификату КЭП. Можно считать, что ЭЦП и есть КЭП, а значит, любой документ, подписанный ЭЦП, имеет юридическую силу.

Источник: http://www.buhonline.ru/pub/tks/2013/2/7012?frommail=1&type=day&date=26.02.2013


Как оформить машиночитаемую доверенность с правом передоверия

С 1 сентября 2023 года сотрудники компаний обязаны применять сертификат электронной подписи физлица и машиночитаемую доверенность (МЧД) при работе с электронными документами. К выпуску МЧД на работников нужно привлечь руководителя организации или передоверить его полномочия другому представителю. Эксперт сервиса Контур.Диадок Ирина Левитан подготовила инструкцию по выпуску МЧД с передоверием.

Станет ли единый формат МЧД обязательным

В марте 2023 года ФНС опубликовала универсальный формат машиночитаемой доверенности (МЧД). Как с ним работать сейчас, можно ли использовать старый формат и какие ведомства принимают новый? Отвечает эксперт Контур.Диадока Роман Акимов.

Топ вопросов о переходе на МЧД

Переход на электронную подпись физлица и машиночитаемую доверенность остается самой горячей темой в новостной повестке ЭДО. До обязательного введения МЧД осталось меньше четырех месяцев. На популярные вопросы пользователей отвечает эксперт сервиса Контур.Диадок Мария Потапова.

Операторы ЭДО будут использовать автоподпись для работы со счетами-фактурами

Минфин опубликовал приказ, который вносит поправки в порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме. Новые требования к электронным подписям операторов ЭДО вступят в силу с 1 июля.

Как работать с передоверием МЧД

Передоверие машиночитаемых доверенностей (МЧД) — это инструмент делегирования, который вызывает много вопросов у пользователей. Чтобы корректно применять его в работе, нужно разобраться в нюансах. В новости расскажем о том, как получить МЧД с передоверием и в каких случаях потребуется заверить ее у нотариуса.