Подписывать электронные документы ЭЦП можно будет до 31 декабря 2013 года

4 июля 2013

Согласно поправкам, внесенным Госдумой в Федеральный закон от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», действие ЭЦП продлится еще полгода после утраты силы Федеральным законом от 10.01.02 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Напомним, что 1-ФЗ, в рамках которого налогоплательщикам для работы с электронными документами выдавались электронные цифровые подписи (ЭЦП), перестал действовать 1 июля 2013 года. Вместо него начал действовать 63-ФЗ «Об электронной подписи». Согласно последнему закону, для того чтобы электронные документы признавались юридически значимыми, они должны быть подписаны квалифицированной электронной подписью (КЭП).

При этом, согласно первой редакции 63-ФЗ, «электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью до даты признания утратившим силу Федерального закона от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Несмотря на то что 63-ФЗ начал действовать еще весной 2011 года, ФНС окончательно утвердила требования к сертификатам КЭП, при соответствии которым информационные системы налоговых инспекций смогут их обрабатывать, только 15 апреля 2013 года (Приказ ФНС России № ММВ-7-4/142@). Таким образом, с 15 апреля до 1 июля 2013 года всем налогоплательщикам необходимо было в срочном порядке поменять сертификаты ЭЦП на КЭП, что неизбежно привело бы к технологическим и организационным сложностям. 

Чтобы избежать аврала, Госдума приняла Федеральный Закон от 02.07.2013 № 171-ФЗ, помимо всего прочего внесший изменения в закон 63-ФЗ и продливший срок действия сертификатов ЭЦП до 31.12.2013. Этот документ был подписан Президентом Российской Федерации 2 июля. Поправка же, продляющая действие ЭЦП, вступила в силу с 1 июля 2013 года: дата определена законом 63-ФЗ, поэтому вступление поправки в силу от даты опубликования 171-ФЗ не зависит

Тамара Мокеева
Эксперт системы «Диадок»

Меняется порядок обмена электронными документами

По требованию ФНС документооборот дополнится новыми технологическими документами: подтверждениями оператора и извещениями о получении участников обмена. Рассказываем о том, что изменится для пользователей Диадока, и кому необходимо обновить решения.

Минтруд ввел для кадровых электронных документов обязательные форматы

С 1 марта 2023 года начал действовать Приказ Минтруда от 20.09.2022 № 578н. С этого дня кадровики обязаны готовить электронные приказы, договоры, соглашения в установленных законодателем форматах. Контур первым из интеграторов кадрового ЭДО обновил функциональность для работы с формализованными документами

Какие сертификаты электронных подписей можно использовать в 2023 году

До окончания переходного периода по МЧД компании еще могут выбирать, с какими подписями работать в сервисе ЭДО. В новости расскажем об актуальных сертификатах, сроках применения и перевыпуске.