Утвержден порядок оборота электронных счетов-фактур

7 июня 2011

Минфин опубликован приказ, регламентирующий выставление и получение счетов-фактур в электронном виде (Приказ Минфина №50-н от 25.04.2011).

Это означает, что российские предприятия смогут на практике отказаться от использования бумажных счетов-фактур и обмениваться документами через интернет, а не по почте или с курьером. Приказ был опубликован в Российской газете 3 июня 2011 г. 

Данный документ объясняет, каким образом компании будут обмениваться электронными счетами-фактурами. Напоминаем, что поправки в Налоговый кодекс РФ, позволяющие использовать наряду с бумажными электронные счета-фактуры, были внесены летом 2010 года. Чтобы счета-фактуры в электронном виде имели юридическую силу (то есть их, например, можно было представить для зачета НДС или в суде), они должны быть подписаны электронной подписью. Важным моментом является и то, что в процессе обмена такими документами обязательно должна присутствовать независимая третья сторона, так называемый «оператор электронного документооборота». 

Операторы в данном случае выполняют роль независимого арбитра: они подтверждают  все действия по работе со счетами-фактурами как со стороны покупателя, так и со стороны продавца. А именно — факт и дату выставления и получения. Кроме того, операторы обеспечивают «техническую сторону» процесса — техподдержку клиентов, качественную работу программного обеспечения для обмена электронными счетами-фактурами

Григорий Поваров
Заместитель генерального директора компании СКБ Контур

Если учитывать, что остальные бухгалтерские документы (договор, акт, накладная) уже могут в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» законно существовать в цифровом виде с электронной подписью, то можно сказать, что решение вопроса по счетам-фактурам позволит компаниям избавиться от бумажной рутины и последовать цивилизованному западному примеру, когда документы между предприятиями оперативно ходят в электронном виде. 

Стоит отметить, что процедура последующего предоставления электронных счетов-фактур в налоговые органы также оговорена российским законодательством. 19 апреля вступил в силу приказ, утверждающий порядок предоставления электронных документов по требованию налоговых органов. Это означает, что компании не только могут обмениваться счетами-фактурами между собой, но и потом безболезненно представить такие документы для проверки. Бизнес давно ждал этой возможности, потому что электронные документы — это простой и эффективный способ сокращения издержек и повышения скорости работы по любой сделке. В результате многие компании уже сейчас инвестируют в эту технологию, чтобы получить преимущество перед конкурентами

Григорий Поваров
Заместитель генерального директора компании СКБ Контур

Следующий необходимый шаг — утверждение формата электронного счета-фактуры. Проект соответствующего приказа уже разработан ФНС, и его утверждение не займет много времени.

Приказ Минфина №50-н от 25.04.2011


Какие сертификаты электронных подписей можно использовать в 2023 году

До окончания переходного периода по МЧД компании еще могут выбирать, с какими подписями работать в сервисе ЭДО. В новости расскажем об актуальных сертификатах, сроках применения и перевыпуске.

Обязательное применение МЧД перенесли на 1 сентября 2023 года

Опубликован закон о продлении переходного периода. У пользователей появилось больше времени на подготовку к работе по новым правилам: машиночитаемые доверенности (МЧД) нужно будет использовать вместе с КЭП физлица при подписании документов организации.

Как подготовиться к переходу на МЧД

1 сентября 2023 года полностью изменится схема работы сотрудников с электронными документами. Машиночитаемые доверенности (МЧД) станут обязательными. Начать готовиться к переходу стоит уже сейчас, чтобы успеть все наладить и протестировать. Рассказываем, как получить нужные КЭП, выпустить доверенности и настроить работу в сервисе.

Обмен документами в Диадоке дополнится новыми подтверждениями о доставке

C 1 января 2023 года операторы ЭДО обязаны передавать в ФНС документы, которые содержат сведения о прослеживаемых товарах. Чтобы выполнять требования законодательства, мы дополним документооборот в Диадоке подтверждениями оператора о дате получения и отправки документов.