За 2014 год трафик электронных документов вырос в 3,7 раза

21 января 2015

В минувшем году российский рынок электронного документооборота совершил качественный скачок в развитии. В числе актуальных тенденций: рост трафика электронных документов, переход на ЭДО малого и среднего бизнеса, развитие роуминга между операторами ЭДО.

Увеличение трафика

Эдуард Шифман
Руководитель направления ЭДО компании СКБ Контур

В целом 2014 год продемонстрировал устойчивый рост объемов передаваемых электронных документов и числа компаний, вовлеченных в межкорпоративный ЭДО. За 2014 год через сервис Контур.Диадок было передано более 22 млн электронных юридически значимых документов, в том числе более 10 млн электронных счетов-фактур и 8,5 млн электронных ТОРГ-12.  Общий трафик в сравнении с 2013 годом вырос в 3,7 раза, а по электронным счетам фактурам и ТОРГ-12 в 4 раза

Таким образом, подавляющую долю трафика — более 90% – по-прежнему составляют бухгалтерские электронные документы в утвержденных ФНС форматах. Это объясняется тем, что перевод этих документов в электронный вид практически полностью автоматизирует работу бухгалтерии.

Значительно выросло число участников ЭДО: 14,4 тыс. компаний в 2014 году отправили своим контрагентам различные электронные документы — это в два раза больше чем в 2013 году. В 7,8 раза выросло количество компаний, в адрес которых были направлены электронные документы: с 87 тыс. в 2013 году до 680 тыс. в 2014 году.

Если говорить об общем объеме электронных межкорпоративных сообщений, включая EDI, то в 2014 году через сервисы Контур.Диадок и Контур.EDI прошло более 54 млн документов.

Вовлечение в ЭДО малого и среднего бизнеса

Традиционно самый весомый вклад в объем трафика вносят представители ритейла, телекоммуникационной отрасли, авто- и фармдистрибуции, а также энергосбытовые компании. В связи с огромными ежемесячными потоками исходящих документов они первыми оценили выгоды ЭДО.

В 2014 году переходить на электронный документооборот начал малый и средний бизнес. Раньше считалось, что главный эффект от внедрения ЭДО — экономия средств на бумажных документах и их доставке. У небольших компаний низкие объемы документооборота, расходы на него некритичные. Поэтому внедрять ЭДО только из соображений экономии они не видели смысла.
Практика показала, что отказ от бумаги дает не только экономический эффект, но и снимает географические ограничения в работе, а также ускоряет другие бизнес-процессы. В частности, подготовку документов, их согласование, доставку контрагентам, поступление оплаты.

Эдуард Шифман
Руководитель направления ЭДО компании СКБ Контур

Хорошим признаком является тот факт, что увеличение трафика в большей мере связано с ростом числа компаний, переходящих на ЭДО, и в меньшей степени — с ростом количества документов, отправляемых одной организацией. Это говорит о том, что все больше представителей бизнеса мыслят стратегически и в полной мере осознают выгоды, которые можно получить при внедрении ЭДО

Роуминг

Если в 2013 году весомым фактором в пользу выбора того или иного оператора было число зарегистрированных у него пользователей, то в ушедшем году он постепенно утратил свое значение. На то есть две причины. Во-первых, факт регистрации компании у того или иного оператора еще не говорит о том, что она действительно обменивается через него электронными документами с контрагентами. Во-вторых, у организаций есть потребность сотрудничать  с клиентами других операторов.
Учитывая эту тенденцию, операторы начали заключать роуминговые соглашения друг с другом.

Первый роуминг в России был организован операторами СКБ Контур и «Корус Консалтинг СНГ». В 2014 году еще один роуминг обеспечили E-COM и СКБ Контур.

Эдуард Шифман
Руководитель направления ЭДО компании СКБ Контур

До сих пор большинство операторов ЭДО предпочитали придерживаться стратегии обособленного развития, совершенствуя возможности своих систем и именно за счет этого стремясь расширить собственную клиентскую базу. Нельзя забывать и о том, что роуминг требует определенной технической подготовки систем. Операторам придется понести затраты, которые далеко не сразу окупятся. Это значимый фактор, особенно для небольших компаний. Тем не менее рынок созрел для того, чтобы операторы начали активно работать в этом направлении. Я думаю, что в течение 2015 года будет организован роуминг между всеми основными игроками рынка ЭДО

Законодательные предпосылки

В 2015 году меняется порядок декларирования НДС. Теперь в ФНС будут сверять представленные данные от контрагентов по одной и той же сделке. Изменения направлены на более тщательный контроль исчисления и уплаты данного налога, а также сумм компенсации по нему. Новый порядок, по мнению экспертов, вызовет ряд сложностей у тех компаний, которые ведут бумажный документооборот. Из-за ручного ввода данных в учетные системы у таких организаций высокий процент ошибок, которые повлекут расхождения с данными, представленными их контрагентами. Переход на электронный документооборот — оптимальное решение, которое позволит избежать потока требований о пояснениях из ИФНС. В связи с этим в 2015 году ожидается существенное увеличение пользователей ЭДО.

Источники: Cnews, PCweek,Servernews, EDIY


Бумагозамещение: кому это выгодно

Три кейса компаний, которые перешли на электронный документооборот и начали экономить. Публикуем текст статьи, размещенной ранее в издании «Коммерсантъ».

В России на треть вырос обмен через сервисы электронного документооборота

По данным аналитиков Контура, в первые три месяца 2023 года передано на 35% больше электронных документов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Пользователей сервиса ЭДО Контур.Диадок стало больше на 21%. Материал опубликовало информационное агентство ТАСС — делимся текстом новости.

Как в ООО «Мерц Фарма» ускорили обработку пакетов с отраслевым документом

Помимо стандартных документов на отгрузку, для лекарственных препаратов из списка жизненно необходимых прикладывают дополнительный документ — протокол согласования цен. В Диадоке удалось настроить пакетную отправку и хранение, а протокол перевести в XML. Какие опции для этого использовали, узнаете из кейса.

Как Диадок оказался в далеком будущем

К Дню смеха подготовили материал, в котором собрали все вариации на тему того, как пользователи называют Диадок. Кто-то отправляет сервис в эпоху динозавров, а кто-то в далекое будущее. Расскажем, как бы работала система документооборота от Контура под другими именами. 

Успешный кейс: как МТС перевела 100 % актов МХ в электронный вид с Диадоком

Компания МТС смогла перевести все акты МХ-1 и МХ-3 в электронный вид. Это значительно упростило документооборот со складами ответственного хранения. В новости рассказываем о том, как реализовывался проект, и как пример МТС может помочь в развитии любого бизнеса. Дочитайте до конца, чтобы получить скидку 50% на возможность работы с актами МХ в Диадоке.