Какие сертификаты электронных подписей можно использовать в 2023 году

26 января 2023 16 155

До окончания переходного периода по МЧД компании еще могут выбирать, с какими подписями работать в сервисе ЭДО. В новости расскажем об актуальных сертификатах, сроках применения и перевыпуске.

Изменения в 63-ФЗ, которые начнут действовать 1 сентября 2023, коснутся и сотрудников, и руководителей компаний. Первым необходимо будет выпустить новый сертификат электронной подписи и получить МЧД, а последним — выпустить и подписать МЧД на каждого сотрудника.

Сертификаты для руководителей

С 1 января 2022 года сертификаты электронных подписей руководителям компаний и ИП выдают только в ФНС и офисах ее доверенных лиц. А государственные органы получают свои сертификаты в удостоверяющем центре (УЦ) Федерального казначейства. Но старые сертификаты, которые раньше выдавали аккредитованные УЦ (АУЦ), тоже еще действуют.

Кем выдан сертификат Сроки применения Что делать, когда закончится срок действия
АУЦ До истечения срока. Максимум — до 31 марта 2023 Выпустить сертификат в налоговой или у ее доверенных лиц
ФНС или ее доверенными лицами До истечения срока — 15 месяцев со дня выпуска Перевыпустить сертификат в налоговой или у ее доверенных лиц
УЦ Федерального казначейства До истечения срока — 15 месяцев со дня выпуска Перевыпустить сертификат в УЦ ФК

Машиночитаемые доверенности (МЧД) на сотрудников руководитель сможет подписать любой из этих КЭП. 

Сертификаты для сотрудников

Во время переходного периода сотрудники компаний могут работать с двумя видами подписей — КЭП юрлица и КЭП физлица. А сотрудники бюджетных организаций с КЭП должностного лица.

Вид сертификата Сроки применения Что делать, когда закончится срок действия
КЭП юрлица (сотрудника) Можно применять до окончания переходного периода — 1 сентября 2023 года Можно перевыпустить в любом АУЦ до 31 августа
КЭП физлица (+МЧД) До истечения срока — 15 месяцев со дня выпуска Перевыпустить в любом АУЦ
КЭП должностного лица (+МЧД) До истечения срока — 15 месяцев со дня выпуска Перевыпустить в УЦ ФК

С 1 сентября 2023 года сотрудники смогут подписывать электронные документы от лица организации только КЭП физлица в связке с машиночитаемой доверенностью.

Какие сертификаты можно использовать в Диадоке

Чтобы подписывать электронные документы в Диадоке, можно использовать все подписи, упомянутые выше. Важно ориентироваться на сроки их действия и применения. То есть до 31 августа сотрудникам можно использовать как КЭП юрлица, так и КЭП физлица с МЧД. После — только последний вариант. А руководители компаний и ИП после 31 марта должны полностью перейти на сертификаты ФНС.

Весной 2022 года мы запустили обновления, которые дали возможность пользователям работать в сервисе по-новому, с применением МЧД. Поэтому в Диадоке уже сейчас можно настроить и протестировать подписание документов с электронными доверенностями и КЭП физлица. Подробнее о том, как перейти на МЧД, читайте в нашей статье


Меняется порядок обмена электронными документами

По требованию ФНС документооборот дополнится новыми технологическими документами: подтверждениями оператора и извещениями о получении участников обмена. Рассказываем о том, что изменится для пользователей Диадока, и кому необходимо обновить решения.

Минтруд ввел для кадровых электронных документов обязательные форматы

С 1 марта 2023 года начал действовать Приказ Минтруда от 20.09.2022 № 578н. С этого дня кадровики обязаны готовить электронные приказы, договоры, соглашения в установленных законодателем форматах. Контур первым из интеграторов кадрового ЭДО обновил функциональность для работы с формализованными документами

Обязательное применение МЧД перенесли на 1 сентября 2023 года

Опубликован закон о продлении переходного периода. У пользователей появилось больше времени на подготовку к работе по новым правилам: машиночитаемые доверенности (МЧД) нужно будет использовать вместе с КЭП физлица при подписании документов организации.