Приказом от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@ ФНС утвердила формат описи документов, которая сопровождает электронный документооборот между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Теперь не только компании смогут использовать опись, когда представляют документы в налоговый орган, но и сами налоговые органы могут аналогично пользоваться описью. Набор реквизитов в ней в этих случаях различается.
Если опись сопровождает документ от налоговой, то в ней содержится идентификатор приложенного файла и информационное сообщение о направляемом документе: КНД, номер, дата, количество файлов, из которых состоит документ, и их названия.
Как и раньше, с описью в ФНС можно направить xml-документы и скан-образы. Однако максимальное число документов, которые можно отправить, увеличено с 99 до 9 999.
В прежней описи для всех документов нужно было заполнять их коды, которые были строго ограничены форматом: всего можно было представить 14 кодов, то есть типов xml-документов. Теперь этого не требуется, такого поля нет. Это значит, что когда будут появляться новые утвержденные форматы электронных документов, бизнес сможет сразу начать их использовать. Раньше приходилось ждать, когда обновится список кодов в описи. Без этого электронный документ невозможно было представить в ФНС. Например, весной 2016 года вступил в силу формат УПД, а в составе описи его код появился лишь спустя полгода.
Представление скан-образов упростилось еще больше. Код, как и прежде, обязательно заполняется для каждого документа. Но если раньше можно было указать коды только для 11 типов документов, то теперь будет единый код для любого типа документа — 9998. Это значит, что теперь в виде скана можно представить любой документ, без ограничений. Раньше, чтобы представить документы, для которых в формате описи не было кодов, приходилось делать бумажные копии и направлять в налоговую в таком виде.
Значительно уменьшился набор реквизитов, с помощью которых идентифицируются сканированные документы. Теперь в числе обязательных, кроме кода, только наименование документа (или другие идентифицирующие признаки) и имя файла. Ранее для большинства типов документов обязательными были еще дата, номер, сумма сделки, сумма налога, предмет документа и реквизиты лица — составителя документа.
Согласно еще одному нововведению, если скан документа заверен электронной подписью (ЭП) нотариуса, то файл электронной подписи можно представить вместе со сканом, а имя файла ЭП указать в описи.
И последнее изменение: если раньше в описи налогоплательщик указывал только код налогового органа, в который направлял документы, то теперь наряду с кодом следует указывать наименование налогового органа.
Новый формат описи вступит в силу в июне и упростит документооборот между налогоплательщиками и налоговыми органами. Однако проблема представления электронных неформализованных документов остается. Их по-прежнему нужно представлять в виде заверенных бумажных копий.
В статье указано, что "проблема представления электронных неформализованных документов остается. Их по-прежнему нужно представлять в виде заверенных бумажных копий."
Подскажите, пожалуйста, чем обусловлена данная проблема и почему нельзя передавать таким образом электронные неформализованные документы?
Спасибо.
Дело в том, что на сегодняшний день порядок представления электронных документов по требованию налогового органа, составленных не по установленным форматам ФНС, не описан ни ст. 93 НК РФ, ни Приказом ФНС от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@.
Увы, у нас нет ответа на вопрос, почему документы не по форматам ФНС нельзя представлять в ответ на требование в виде файла документа вместе файлом подписи. На сегодняшний день такие документы представляются в виде заверенных копий предварительно распечатанных файлов в виде сканов или на бумаге.
Не совсем понятно, в виде скан образов можно сдавать любые документы или нет? В середины статьи указано "что теперь в виде скана можно представить любой документ, без ограничений", при этом в конце статьи сделан обратный вывод "проблема представления электронных неформализованных документов остается. Их по-прежнему нужно представлять в виде заверенных бумажных копий." Проясните пож-ста.
Еще разок прокомментирую. Любые бумажные документы можно представлять в ответ на требование в виде сканов. Но порядок представления документов, составленных и подписанных в электронном виде не по форматам ФНС до сих пор не описан ни в налоговом кодексе (статья 93), ни в приказе ФНС (Приказ
от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168), который утвердил требования к формированию описи представляемых документов. В давних информационных письмах Минфина 2011 года (Письмо Минфина от 26 августа 2011 г. № 03-03-06/1/521) присутствует следующая формулировка: "если истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью)". Но при этом специалистам налоговой тоже не хочется принимать и разбирать коробки (а иногда целые палеты и машины) с документами от организаций, поэтому есть опыт представления заверенных печатных форм неформализованных документов в виде скан образов, т.е. распечатали печатную форму документа, заверили и отправили. Если таких документов много и вы согласовали отправку печатных форм документов без дополнительного ручного заверения с вашим проверяющим специалистом, то тогда отправляйте скачанные из Диадока pdf файлы печатных форм документов.
В статье указано, что "проблема представления электронных неформализованных документов остается. Их по-прежнему нужно представлять в виде заверенных бумажных копий."
Подскажите, пожалуйста, чем обусловлена данная проблема и почему нельзя передавать таким образом электронные неформализованные документы?
Спасибо.
Выше я написала подробный ответ на подобный вопрос. Еще дополню, что одна из задач ФНС - это оперативная автоматизированная обработка документов. Именно для этого были созданы форматы документов, которые ФНС умеет обрабатывать. Но если организация составляет документ не по установленному формату ФНС, а по какому-то собственно изобретенному, то налоговая не может прочитать и обработать такой документ, т.к. не знает его формат, поэтому ожидает документ визуализированный и заверенный.
При этом, у нас нет ответа на вопрос почему нельзя представлять в электронном виде в ответ на требование документ, подписанный в электронном виде, но в человекочитаемом виде, например, word, excel и иных форматах наравне со сканами бумажных документов (речь про те документы, которые нельзя составить в установленных форматах ФНС, например, договор, соглашение и иные документы). Но подобные документы принимают суды в электронном виде.