По данным СКБ Контур, за первые три месяца 2017 года трафик через его системы электронного документооборота составил 84,2 млн электронных сообщений.
Из них 34,6 млн юридически значимых документов — через Контур.Диадок. Это в 1,8 раза больше, чем за первый квартал 2016 года. И 49,6 млн EDI-сообщений — через Контур.EDI.
Из юридически значимых документов больше всего компании передают электронные счета-фактуры — 13,4 млн (39 %), ТОРГ-12 — 9 млн (26 %) и формализованные акты — 1,7 млн (5 %). В целом доля электронных документов в формате, определенном ФНС, составила 70 %.
Эдуард Шифман
руководитель проекта ЭДО компании СКБ Контур
Данные за первый квартал позволяют нам прогнозировать, что через систему Диадок в 2017 году пройдет более 180 млн юридически значимых документов. По итогам 2016 года этот показатель составил 102 млн. А вместе с EDI-сообщениями это будет более 500 млн электронных сообщений против 290 млн в 2016-м
Компании наращивают исходящий трафик. В сравнении с первым кварталом прошлого года в 1,7 раза больше клиентов отправляют более 1 тыс. юридически значимых документов в квартал. Четыре компании преодолели планку в 1 млн документов. Традиционно основной трафик формируют фармдистрибьюторы, автодистрибьюторы, операторы связи, энергосбытовые компании, поставщики FMCG, крупные промышленные предприятия.
Число клиентов, которые получают более 1 тыс. документов в квартал, увеличилось еще больше — в 2,26 раза в сравнении с первым кварталом 2016 года. Причем структура получателей разнообразна. Это говорит о том, что на ЭДО все активнее переходят представители разных отраслей. Входящие документы компании получают бесплатно. Для этого нужен только квалифицированный сертификат электронной подписи, поэтому многие клиенты начинают внедрять ЭДО именно с получения электронных документов от своих контрагентов.
1 июля перестанет действовать прежний формат электронного счета-фактуры. Компании, которые меняют свои схемы документооборота в связи с возможностями нового формата, в частности переходят на электронный универсальный передаточный документ (УПД), дорабатывают свои интеграционные решения и переводят контрагентов на новый тип документа. Особенно активно этим занимаются торговые сети.
В первом квартале 2017 года появился новый формат описи для представления документов в налоговые органы, утвержденный Приказом ФНС от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@. С июня, когда он вступит в силу, взаимодействовать с ИФНС по требованиям станет значительно проще. Новые форматы можно использовать сразу, не дожидаясь, пока обновится опись. В виде скан-образов можно будет представить любые типы документов (раньше их было всего 11). Список обязательных реквизитов для них сократился, теперь это только код, наименование и название файла.
Эдуард Шифман
руководитель проекта ЭДО компании СКБ Контур
Кроме того, опубликован проект электронного формата документа о приемке с разногласиями ТОРГ-2, которого ждал бизнес. Пока он рассматривается. В сумме с описью это важные факторы для дальнейшего развития ЭДО — тот самый импульс, который придает этому рынку государство
Источник: crn.ru
здравствуйте. Искренне хотелось бы порадоваться за прогресс ДИАДОКа, но в последний месяц у меня нет уверенности, что все эти сотни миллионов электронных документов (и уже обработанные ДИАДОКом и которые будут обработаны) действительно имеют статус "юридически значимых". Помогите разобраться в этом вопросе.
Цитирую Приказ 174н:
2.6. Оператор электронного документооборота, заключивший договор с покупателем, при получении файла счета-фактуры в электронной форме не позднее следующего рабочего дня:
...
г) подписывает подтверждение усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Оператора электронного документооборота и направляет в адрес покупателя...
Более того - эту подпись уполномоченного лица Оператора участники ЭДО должны проверять.
26 апреля я задал вопрос в тех. поддержку ДИАДОКа: кто именно является уполномоченным лицом ДИАДОКа и на основании какого именно документа (Приказ, Доверенность) он производит эти действия - подписывает много лет сотни миллионов подтверждений по всей России?
Вопрос поверг тех. поддержку в состояние ступора. Мне отвечали на любой другой вопрос, кроме этого. Я объяснял свой вопрос 8 раз, переписка с тех. поддержкой ДИАДОКа по этому вопросу занимает десятки страниц.
24 мая (через месяц!) я получил очередной ответ, цитирую:
По вашему обращению поступил ответ от экспертов:
1. Подписывает уполномоченное лицо Оператора. В случае с ЗАО ПФ «СКБ «Контур», уполномоченным лицом является Филатов. Действует он на основании доверенности.
...
Для того чтобы проверить полномочия уполномоченного лица, вы можете отправить в адрес ЗАО ПФ «СКБ «Контур» официальный запрос на предоставление доверенности, мы им на него ответим и предоставим вам нужную информацию.
Для подготовки официального письма нам потребуется следующая информация:
... список документов
Официальный запрос на имя генерального директора ЗАО "ПФ "СКБ Контур" Мраморова Дмитрия Михайловича с информацией, которую вы хотите получить. Официальный запрос от организации должен быть оформлен на фирменном бланке организации, подписан ответственным лицом организации.
Кто этот загадочный "Филатов" - без должности и даже без инициалов?
Бот-подписант?
Если он производит публичные действия на основании официальной доверенности - почему эта доверенность имеет гриф "Совершенно секретно" и выдается только "по официальному запросу на официальном бланке"?
И в завершении - просто для справки: такой же вопрос к другим операторам ЭДО всегда приводил к ответу с первого раза и с предоставлением копий соответствующих документов. Что и являлось документальным подтверждением реальной юридической значимости ЭДО в соответствии с действующим законодательством.
Технологические документы в Диадоке, подписываются квалифицированной электронной подписью, владельцем сертификата которой является ЗАО «ПФ «СКБ Контур», и в который внесены данные нашего уполномоченного физического лица, который действует на основании выданной нами доверенности. Указанная доверенность предоставляется нами на основании официальных запросов участников информационного взаимодействия, а также контролирующего органа ФНС России, правоохранительных органов и по запросам судов, т.к. содержит персональные данные нашего уполномоченного лица, а также предназначена исключительно для подтверждения полномочий перед указанными лицами. Наше уполномоченное лицо не производит никаких публичных действий в процессе подписания технологических документов, т.к. главный признак публичности – нацеленность на неопределенный круг лиц, - в данной ситуации отсутствует. В случае, если Вы являетесь нашим клиентом, и на законном основании получили право на использование нашего программного продукта, то по вашему официальному запросу данный документ будет Вам представлен. Если Вы просто интересуетесь в общеобразовательных целях, то такой документ Вам представлен не будет, также полагаем, что и сообщение нашей техподдержкой Вам информации о фамилии нашего уполномоченного лица является избыточным. Также полагаем, что никто из иных операторов не представил Вам доверенность своего уполномоченного лица, в случае, если такая доверенность подтверждает полномочия в правоотношениях, в которых Вы не участвуете.
Также, нам не совсем понятно, почему так называемая «юридическая значимость» электронных документов связывается Вами исключительно в выяснении полномочий лица, подписывающего технологические документы к таким электронным документам. В общем смысле, юридическая сила документов, т.е. их способность вызывать правовые последствия, складывается из трех факторов: содержания таких документов, наличия в них необходимых реквизитов и полномочий автора документа. Действительно, для отдельных категорий электронных документов, например, налоговых деклараций и тех же счетов-фактур, в соответствии с нормативными документами ФНС России, дополнительно требуется сопровождение электронных документов так называемыми технологическими документами, которые подтверждают те или иные факты документооборота, и некоторые из которых должны быть подписаны третьим независимым лицом: оператором электронного документооборота.
Программа для ЭВМ «Диадок» обеспечивают установленную нормативными актами цепочку документооборота с формированием необходимых технологических документов, а также юридическую силу документов в части наличия в них необходимых реквизитов: квалифицированной электронной подписи, проверяя на программном уровне ее верность: т.е. соответствие файла электронной подписи файлу подписываемого электронного документа, а также действительность квалифицированного сертификата на момент подписания документа. Причем, Диадок осуществляют такую проверку и на электронных документах и на технологических документах, которыми должны сопровождаться электронные документы. Таким образом, пользователи Диадока (равно участники информационного взаимодействия) имеют возможность при скачивании полного документооборота по счету-фактуре получить протокол проверки всех электронных подписей, а также дополнительно проверить наличие всех необходимых технологических документов, предусмотренных приказом 174н. За авторство и содержание документов, безусловно, отвечают сами участники информационного взаимодействия, в частности, оператор ЭДО отвечает за свою подпись и наличие необходимых полномочий у владельца своего сертификата.