ФНС утвердила новый формат электронных документов — Диадок

ФНС утвердила новый формат электронных документов

29 января 2019
Законодательство

Диадок поддержит изменения, чтобы пользователи смогли работать с документами в обновленном формате.

Приказ ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@ утвердил новый формат документов:

  • счета-фактуры;
  • документа об отгрузке товаров, выполнении работ, передаче имущественных прав или оказании услуг, включающего в себя счет-фактуру;
  • документа об отгрузке товаров, выполнении работ, передаче имущественных прав или оказании услуг.

Как изменился формат

  • В перечень значений налоговой ставки добавлено новое значение — 20 % — в связи с повышением НДС в России.
  • Появилась возможность указывать признак информационных полей определенной структуры, о которой участники сделки договариваются самостоятельно. Это может упростить автоматическую обработку реквизитов документов в отдельных отраслях бизнеса.
  • Обновились поля для заполнения даты оказания услуг, выполнения работ или поставки товаров. Временной промежуток должен проставлять сотрудник организации, указав начало и окончание периода.
  • В префиксе названия файла документа появились разные значения для сделок по товарам, подлежащим прослеживаемости и маркировке.
  • Для маркируемых товаров в файлах выделены поля, в которые будет вноситься информация по идентификации продукции.
  • В формат документов добавлен новый блок с информацией об обстоятельствах закупок для государственных и муниципальных нужд. Эти сведения понадобятся для передачи в управление казначейства.
  • Введены отдельные поля в формате для характеристики, сорта, артикула, кода товара. Ранее эти реквизиты находились в одном поле, что затрудняло автоматическую обработку информации на стороне пользователя ЭДО.

Когда перестанет действовать старый формат

Приказ ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@ утратит силу с 1 января 2020 года. До этого момента налогоплательщикам разрешено создавать электронные счета-фактуры в старом или новом формате. Налоговые органы будут принимать файлы в старом формате до конца 2022 года при условии, что они созданы до 1 января 2020 года. По истечении переходного периода, то есть с 2023 года, приемные комплексы ФНС перестанут обрабатывать не только счета-фактуры, но и первичные документы в старом формате.

Ожидается, что налоговая служба в ближайшее время обновит и формат корректировочного счета-фактуры, утвержденный Приказом ФНС от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189. Приказы ФНС от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551 и № ММВ-7-10/552 по-прежнему действуют — накладные и акты в этих форматах можно продолжать формировать, ФНС России пока не сообщала об их замене на новые.

29 комментариев
Елена    30 января, 09:27
Добрый день. Когда появится описание формата в diadoc.ru и сам приказ kontur. normativ?
Константинов Александр    30 января, 15:42
Добрый. На нормативе уже есть
(normativ. kontur.ru /document ?moduleId=1&documentId=328588&cwi=301), уберите пробелы из ссылки.

На сайт диадок.ру - готовим.
Ихтияр    30 января, 14:14
Добрый день!
Не успели поработать с "новым" форматом УПД, уже стал "старый". Когда уже в ФНС успокоятся, вопрос риторический :)
Когда новый форм появится в Диадоке для тестирования?
Matvey    31 января, 19:11
Добрый день, также интересует вопрос, когда диадок добавит новые форматы в API + в модули для 1С?
Ольга    1 февраля, 08:30
Добрый день.
Разработка Диадока уже начала работы по добавлению новых версий формата. Точные сроки мы назвать пока не можем, очень ориентировочно во 2 кватрале 2019 г. Это задача является приоритетной. Мы будем информировать наших пользователей о готовности сервиса к работе с новым форматом.
Андрей    7 марта, 19:04
Добрый день.
Не могли бы вы уточнить, что значит "Приказ конкретизирует, кто должен подписывать электронные документы"?
В какой части приказа описаны эти изменения?
Ольга Дёмина    11 марта, 15:33
Добрый день, Андрей.
в новом приказе в разделе 1 в пункте 2 написано со ссылками на Налоговый кодекс РФ и 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" кто должен подписать конкретный тип составленного документа, т.е. кто должен подписать счет-фактуру, первичный документ и документ 2 в 1, т.е. УПД.
Андрей    11 марта, 15:43
Добрый день, Ольга. Большое спасибо за Ваш ответ.

Как Вы считаете, означает ли эта фраза "Файл подписывается лицом, уполномоченным на подписание счетов-фактур, и лицом, ответственным за оформление факта хозяйственной жизни со стороны передающего экономического субъекта", что теперь документ СЧФДОП обязательно должен подписываться двумя различными лицами?
Или если подписант имеет полномочия, достаточные как для подписания СФ, так и для оформления ФХЖ, то достаточно будет лишь его подписи?
Ольга Дёмина    11 марта, 15:49
Подписант может являться единственным в СЧФДОП, если он уполномочен подписывать и счета-фактуры, и первичные документы. Сейчас в жизни так часто и происходит, когда бухгалтер или оператор на складе по доверенности подписывают СЧФДОП одной своей подписью.
Андрей    11 марта, 15:52
Ещё раз спасибо! :)
Николай Павлов    25 марта, 20:10
Здравствуйте, Ольга.
Всё же похоже, что в статье описание этого изменения некорректно.

Я об этом: «Например, файл документа продавца, который включает в себя счет-фактуру и первичный документ, должно подписывать лицо, уполномоченное на подписание счетов-фактур, и лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни со стороны продавца».

Это требование было закреплено Приказом ММВ-7-15/155@ от 24.03.2016 г., вот краткая выдержка по сути:
«Файл [обмена информации продавца] подписывается … электронной подписью лица, уполномоченного на подписание счетов-фактур, а также … электронной подписью лица, ответственного за оформление факта хозяйственной жизни со стороны передающего субъекта».

В новом формате это требование описано так:
«Файл [информации продавца] подписывается лицом, уполномоченным на подписание счетов-фактур, и лицом, ответственным за оформление факта хозяйственной жизни со стороны передающего экономического субъекта».

Получается, что в требованиях к подписантам изменился только союз: в 155-ом приказе использовали «а также» для перечисления подписантов, а в 820-м — «и». Само же требование к лицам, подписывающим файлы и их полномочиям не изменилось.
Поправьте меня, пожалуйста, если не прав.

Что касается статьи, то ее можно было бы дополнить и другими не менее важными изменениями:
— добавили новый тип участника хозяйственной жизни — физическое лицо; предполагаю, что это позволит обмениваться электронным УПД с самозанятыми;
— добавили новые элементы для сведений о факторе и для реквизитов документа-основания об уступке; теперь эту информацию можно обрабатывать в учетных системах в автоматическом режиме.
Демина Ольга    26 марта, 09:20
Николай, добрый день.
Приятно, что наши пользователи не только внимательно читаю статьи, но и самостоятельно внимательно изучают приказы ФНС. Вы все правильно дополнили. Спасибо)
Андрей    26 марта, 09:45
Добрый день, коллеги.

Николай, поделюсь ещё одним наблюдением:
155-ый приказ явно указывал на то, что электронная подпись лица, уполномоченного на подписание счетов-фактур, должна быть усиленной квалифицированной;
Подпись же лица, ответственного за оформление ФХЖ, всего лишь должна была соответствовать требованиям Закона N 63-ФЗ (которым помимо УКЭП предусмотрены также простые ЭП и усиленные неквалифицированные ЭП).
В 820-ом приказе вообще не нашёл ни ссылок на 63-ФЗ, ни указаний на усиленность и квалифицированность подписей.
Коллеги, может быть это требование "перекочевало" в какой-то другой НПА?
Демина Ольга    26 марта, 10:08
Андрей, добрый день. Дело в том, что требования к электронным счетам-фактурам описаны в статье 169 НК РФ, а требования к электронным первичным документам - в 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", требования к электронным подписям - в 63-ФЗ "Об электронной подписи". Налоговый кодекс и федеральный закон - это основные документы, а приказ ФНС, утвердивший формат документов - это сопутствующий документ, который позволяет выполнить требования НК РФ и не может содержать требования к ЭП. Поэтому сейчас в приказе все корректно написано. Счета-фактуры, как и прежде подписываем КЭП (в НК РФ ничего не поменялось), первичные документы можно подписывать иным видом подписи, но соблюсти требования по их применению непросто. К тому же пользователи подписывают счета-фактуры и сдают отчетность благодаря КЭП, т.е. точно обладают КЭП для работы с ЭДО.
Андрей    26 марта, 10:23
Ольга, и правда – это требование не "перекочевало", а давно содержалось во 2-ом абз. п. 6 ст. 169 НК РФ:
"Счет-фактура, составленный в электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации ..." (https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=328250&rangeId=178834).
Возможно ФНС РФ, дополнительно включая это требование в свой приказ, просто акцентировала внимание налогоплательщиков на этом моменте.

Ольга, спасибо за консультацию!
Николай Павлов    26 марта, 10:30
И я склоняюсь к тому, что ФНС перестраховывалась в формулировках 155-го приказа (и не только про подписи). 820-й лаконичнее и его проще читать и понимать.
Демина Ольга    26 марта, 12:30
Николай, еще хотела бы уточнить информацию у вас. Вы обратили внимание на то, что в формате появились физические лица, подскажите, у вас в компании есть кейсы, когда вы подписываете документы с физ лицами? Мы изучаем востребованность данной возможности, будем благодарны вам за обратную связь и информацию.
Николай Павлов    26 марта, 12:35
Ольга, таких примеров у нас пока нет.
Андрей    13 марта, 17:44
Добрый день!

В формате титула покупателя ("файла обмена информации покупателя") появился новый элемент "Код содержания операции (КодСодОпер)", который позволяет зафиксировать итоги приёмки:
1) товары (работы, услуги, права) приняты без расхождений (претензий);
2) товары (работы, услуги, права) приняты с расхождениями (претензией);
3) товары (работы, услуги, права) не приняты.

Кажется, что третий вариант равносилен отказу в подписи.
Не планируется ли отказаться от механизма "отказа в подписи" в пользу формирования титула покупателя с указанием КодИтога="3"?
Или покупателю будут доступны оба этих способа?
Ольга    13 марта, 17:49
Добрый день, Андрей.
1. У нас нет в планах отказа от механизма "отказ в подписи".
2. Будут доступны оба способа.
Андрей    13 марта, 17:52
Ольга, спасибо!
Михаил    26 июня, 09:53
Добрый день! Не могу понять суть признаков ДефНомИспрСчФ и ДефДатаИспрСчФ. Документ с ними становится исправлением, или остается основным документом?
Демина Ольга    26 июня, 10:16
Добрый день, Михаил.
При заполненных полях ДефНомИспрСчф и ДефДата ИспрСчф счет-фактура считается обычным, без исправлений. Суть этих признаков состоит в том, чтобы показать, что в графе "Исправление" не указаны реквизиты исправленного счета-фактуры, т.е. настоящий счет-фактура без исправлений. Эта логику перенесли в формат из Постановления Правительства №1137, в котором описаны правила заполнения бумажных счетов-фактур.
Михаил    26 июня, 10:21
Спасибо!
Наталья    18 сентября, 08:58
Добрый день! Когда уже наконец появится в Диадок печатная форма по новому формату? Ждем донастроек с 01.07.2019. Сроки сдвигаются постоянно. Сейчас уже нет ощущения, что Диадок остается лидером в ЭДО.
Ольга    23 сентября, 14:55
Добрый день, Наталья! До середины октября будет реализована печатная форма счета-фактуры, в ноябре - печатные формы остальных документов.
Виктория    7 октября, 17:46
Добрый день. В какой срок будет реализована печатная форма УПД и УКД по 820 приказу? Диадок обещал до 30.09.2019 г. - так и не сделал!
Ольга    8 октября, 08:35
Добрый день, Виктория! До середины октября будет реализована печатная форма счета-фактуры, в ноябре - печатные формы остальных документов.
Андрей    Вчера, 11:38
Когда будет реализована интеграция с Эльбой?
Ждем больше 5 лет!!!
Стоит ли в ближайших планах эта задача?
Спасибо.