Чем отличаются формализованные документы от неформализованных в Диадоке?

Формализованный электронный документ — это документ в виде файла с расширением xml, созданного по формату, утвержденному или рекомендованному ФНС или разработанному участниками ЭДО для собственного удобства. Формализация электронных документов по актуальным вариантам, утвержденным ФНС, помогает налоговым органам автоматизировать их прием при проверках и сократить время на этот процесс. ПО налоговых органов умеет автоматически обрабатывать такие документы.

Сегодня формализованы:

  • счет-фактура — для него действует обязательный формат (Приказ ФНС РФ от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820, Приказ ФНС № ММВ-7-15/155 действовал до 01.01.20);
  • УПД — также обязательный формат (Приказ ФНС РФ от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820, Приказ ФНС № ММВ-7-15/155 действовал до 01.01.20);
  • корректировочные счет-фактура и УПД — обязательный формат (Приказ ФНС № ММВ-7-15/189@);
  • акт приемки работ — налоговая служба разработала для него форматы, но не обязательны (Приказ ФНС РФ от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820, Приказ ФНС № ММВ-7-15/155 действовал до 01.01.20, Приказ ФНС № ММВ-7-10/552);
  • документ о передаче товаров (ТОРГ-12) — форматы рекомендованы, но не обязательны (Приказ ФНС РФ от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820, Приказ ФНС № ММВ-7-15/155, действовал до 01.01.20,  Приказ ФНС № ММВ-7-10/551@).
  • акт приемки и расхождений — Приказ ФНС РФ от 27.08.2019 N ММВ-7-15/423.

Таким образом, счета-фактуры и корректировки к ним, УПД и его корректировочные пары должны четко соответствовать требованиям ФНС. К первичной документации, например, к актам и ТОРГ-12 — нет законодательного требования по соответствию форматам ФНС. Их можно создавать и передавать:

  1. В установленном приказом ФНС актуальном формате.
  2. В собственном формате, который разработала организация или другом удобном виде.
  3. В уже утратившем силу формате ФНС по Приказу ФНС РФ от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@.

Во втором и третьем нужно помнить о том, что ФНС вероятнее всего запросит заверенные сканы документов. В любом случае при наличии КЭП и всех обязательных реквизитов они юридически значимы.

Неформализованный электронный документ может быть в любом формате: doc, xlsx, pdf, jpg и др. Если он подписан КЭП, он также юридически значим, его не нужно распечатывать и подписывать собственноручно.


Наши эксперты 24/7 помогают разбираться в вопросах ЭДО

Хочу попробовать


Другие вопросы рубрики «Электронные документы в Диадоке»