Предоставление электронных документов при встречной проверке — Диадок

Представление документов в рамках встречной проверки

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникают вопросы, связанные с деятельностью контрагентов организации, то у контрагентов могут быть истребованы документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

В случае с электронными формализованными документами необходимость во встречных проверках отпадает сама собой. Электронный счет-фактура составляется в единственном экземпляре и подписывается усиленной квалифицированной ЭП (ст. 169 НК РФ). Т.е. расхождений, возникающих в разных экземплярах бумажного документа у продавца и покупателя, просто не может быть. Что касается остальных формализованных документов, то оператор электронного документооборота формирует одинаковые XML-файлы документов как у продавца, так и у покупателя, которые не могут быть изменены (т.к. усиленная квалифицированная ЭП гарантирует неизменность информации). Таким образом, эти экземпляры тоже идентичны. 

Единственное, что может заинтересовать налогового инспектора — это даты выставления и получения электронного счета-фактуры. Однако эти данные, хранящиеся в сопроводительных технологических документах (подтверждениях выставления и получения) у оператора электронного документооборота, через которого был произведен обмен электронными документами, можно всегда запросить у самого оператора. Налоговый инспектор просто направляет оператору электронного документооборота (через спец.-оператора связи оператора) соответствующее требование. Таким образом, проведение «встречной проверки» обходится без участия контрагентов организации. 

Что касается неформализованных электронных документов — то схема проведения встречных проверок мало изменится, за тем исключением, что налоговый орган сможет запрашивать эти документы у контрагента в электронном виде.