Представление электронных документов в налоговую и суд — Диадок

Представление электронных документов в налоговую и суд

В налоговые органы в электронном виде через интернет можно представить:

  • электронные документы, сформированные в утвержденных ФНС форматах (согласно ст.93 НК РФ);
  • скан-образы (jpg или tif) 14 типов документов, составленных в произвольных электронных форматах или на бумаге, согласно Приказу ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@.

С 01.06.17 года вступает в силу Приказ ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@, который позволяет отправлять в ФНС электронные документы в утвержденных форматах, а также любые другие документы в виде скан-образов.

Технология представления документов по ТКС работает во всех налоговых инспекциях России с ноября 2012 года. Представлять документы (и электронные, и бумажные) в ИФНС и судебные ведомства можно и на бумаге.

Согласно разъяснениям Минфина (Письмо МФ от 7.07.2011 № 03-03-06/1/409Письмо МФ от 26.08.2011 № 03-03-06/1/521) копии бумажных документов или распечатанные электронные документы можно заверить и высылать почтой. При этом, в случае с электронными документами, на бумажной копии должна быть проставлена метка о том, что оригинал документа существует в электронном виде и был подписан электронной подписью.

Арбитражный процессуальный кодекс приравнивает документы, полученные посредством электронной связи, подписанные электронной цифровой подписью, к письменным доказательствам (ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ), и согласно п. 4 ст. 75 АПК РФ суды принимают электронные документы, если соблюдены все условия для придания им юридической силы.

Другие вопросы рубрики «Об электронных документах»

  • Исправление электронных документов

    Исправление электронных документов по аналогии с бумажными осуществляется двумя способами: можно полностью заменить сам документ или составить акт разногласий. Необходимо учитывать, что в случае исправления документа путем замены, дата подписания его электронной подписью может существенно отличаться от даты совершения хозяйственной операции. Однако, в текущем законодательстве нет норм, указывающих на то, что дата подписания первичного документа имеет значение — его принадлежность к периоду определяется по дате, указанной в реквизитах.

  • Составление и обмен электронными первичными документами

    Законодательство не предусматривает специального порядка работы с электронными первичными документами. Их можно формировать в любой учетной системе. В отличие от электронных счетов-фактур, первичные документы не имеют обязательного формата, поэтому компании по взаимной договоренности могут пересылать друг другу файлы в любом формате. Диадок позволяет обмениваться документами doc, xlsx, pdf и других форматах. Юридическую силу им придает электронная подпись (согласно ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»). Когда документ подписан с двух сторон, он приравнивается к оригиналу с синей печатью. Электронная подпись не только придает документу юридическую силу, но и гарантирует, что контрагент не сможет внести в него изменения после визирования.

  • Будущее электронных первичных документов

    ФНС стремится упростить прием и обработку истребованных документов. Поэтому ведомство постепенно разрабатывает и устанавливает новые электронные форматы для различных типов документов.

    При этом печатные формы документов не имеют критического значения. В 2013 году вступил в силу закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому все установленные законодательством печатные формы первичных документов отменены, и организации могут использовать свои.

    В 2012 году ФНС разработала электронные форматы для ТОРГ-12 и актов приемки-сдачи работ (услуг) (Приказ ФНС России от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@, действует до 01.07.2017). С января 2016 начали действовать еще два формата: документа о передаче товаров при торговых операциях (Приказ ФНС РФ от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551@) и документа о передаче результатов работ (документа об оказании услуг) (Приказ ФНС РФ от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@). Это те же ТОРГ-12 и акт, но обновленные с учетом потребностей бизнеса. Сейчас ФНС разрабатывает формат документа о расхождениях по форме ТОРГ-2.

    Приказ ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@ дал бизнесу возможность формировать универсальный передаточный документ в электронном виде в утвержденном формате. Более того, на основе того же формата можно создавать счета-фактуры, ТОРГ-12 и акты в электронном виде. Для счетов-фактур он является обязательным с 01.07.2017. Единый универсальный формат дает организациям возможность экономить финансовые и трудозатраты на документооборот.

  • Документы, передаваемые через Диадок

    С юридической точки зрения любой бумажный документ можно перевести в электронный вид. Технически в Диадоке реализована возможность передавать любые документы в любых форматах. В настоящий момент на сайте опубликован список электронных документов, которыми можно обмениваться в Диадоке, и их форматов. Этот список постоянно пополняется.