Фиксация и отмена фиксации кодов маркировки для товарной группы «Пиво» — Диадок

Фиксация и отмена фиксации кодов маркировки для товарной группы «Пиво»

Обновлено 2 сентября 2025 6

Рассказываем, что такое фиксация и отмена фиксации, как происходит этот процесс через оператора ЭДО. 

Маркировка пива

Для товарной группы «Пиво» установлено требование об обязательной маркировке. В эту группу входят пиво, пивные напитки, сидры и другие сброженные напитки с крепостью до 7%.

С 1 марта 2025 года действуют новые правила для напитков в кегах, с 1 сентября 2025 года — для напитков в потребительской упаковке (постановление Правительства № 2173). С этих дат обязательно:

  • вести поэкземплярный учет;
  • передавать в ГИС МТ (систему мониторинга оборота товаров) информацию по внешним сделкам с этой продукцией и по перемещениям внутри одной организации;
  • передавать в ГИС МТ информацию о выводе такой продукции из оборота по причинам, не связанным с розничной продажей.

Также для этой товарной группы введен особый порядок подачи сведений, который предполагает проверку информации в УПД со стороны ГИС МТ. Этот процесс называется фиксацией кодов маркировки.

Передавать коды на фиксацию обязательно. После получения положительного ответа от ГИС МТ, продавец может отгружать продукцию покупателю.

Фиксировать коды нужно и при внешних сделках с контрагентами, и при внутренних перемещениях — например, между складами одной организации, внутри одного ИНН (п. 99 и п.101 постановления Правительства № 2173).

Обратите внимание, что есть также товарная группа «Слабоалкогольные напитки». В нее входят отдельные виды алкогольной продукции с крепостью до 9%, которые не входят в товарную группу «Пиво».

По товарной группе «Слабоалкогольные напитки» идет эксперимент. Он продлится до 31 августа 2026 года (постановление Правительства от 30.08.2025 № 1339).

Для этой продукции также, как и для пива появится необходимость фиксировать коды маркировки в ГИС МТ. Пока сроков обязательной фиксации для этих напитков нет. После завершения эксперимента регулятор выпустит постановления, которые установят эти сроки.

Перейдите на ЭДО и выполняйте требования маркировки

Фиксация кодов в ГИС МТ

Расскажем подробнее, как происходит фиксация кодов при отправке УПД через Диадок. Для пива и слабоалкогольной продукции есть особенности передачи сведений в ГИС МТ.

Шаг 1. Продавец формирует УПД, подписывает и через Диадок направляет его в адрес покупателя.

Шаг 2. Диадок доставляет документ покупателю и одновременно направляет его на проверку в ГИС МТ.

Шаг 3. ГИС МТ проверяет УПД на корректность заполнения и отправляет через ЭДО уведомление о результатах проверки продавцу и покупателю.

Если проверка УПД пройдена, коды маркировки, которые отражены в УПД, фиксируются в ГИС МТ и получают статус «Отгружен». Продавец может отгружать продукцию покупателю (шаг 4).

Если уведомление пришло с отрицательным результатом, продавец вносит изменения в УПД и снова направляет покупателю (шаг 1).

Шаг 4. Продавец отгружает продукцию покупателю.

Шаг 5. Покупатель принимает товары, подписывает УПД и направляет его продавцу через оператора ЭДО.

Покупатель может подписать УПД, только после того, как ГИС МТ уведомит его о фиксации кодов (постановление Правительства от 30.11.2022 № 2173).

Шаг 6. Оператор передает документ продавцу и в ГИС МТ.

Шаг 7. ГИС МТ проверяет УПД.
Если проверка пройдена, коды переходят на баланс покупателя.

Если при проверке обнаружены ошибки, коды не поступают на баланс покупателя. Ошибки нужно исправить. Перечень возможных ошибок содержится в п. 8 Методических рекомендаций по описанию сведений о передаче маркированных товаров.

Также ГИС МТ может отказать в приеме документов или во внесении сведений в систему, например, если документы:

  • содержат некорректные сведения или не содержат обязательных сведений;
  • не подписаны;
  • подписаны не уполномоченным участником оборота (п. 21 постановления Правительства от 30.11.2022 № 2173).

С 1 декабря 2025 года по закону продавец может отгружать продукцию покупателю и передавать ему УПД, только если получен положительный ответ от ГИС МТ о его проверке (постановление Правительства от 30.11.2022 № 2173).

Фиксация кодов в ЕГАИС: отличие от фиксации в ГИС МТ

Информация по продукции товарной группы «Пиво» также передается в ЕГАИС — единую государственную автоматизированную информационную систему по контролю и обороту спиртосодержащей продукции.

Участник оборота таких товаров передает информацию в ГИС МТ. Далее система мониторинга передает информацию по ним в ЕГАИС, но на данном этапе это не исключает отчетности самого продавца в ЕГАИС.

Фиксация в ЕГАИС обязательна для всей алкогольной продукции, вне зависимости от того, отслеживается она в системе маркировки или нет. Схема фиксации в ЕГАИС похожа на фиксацию в ГИС МТ, но есть отличия.

Продавец отправляет в ЕГАИС заявку по форме 6.1 Приказа Росалкогольрегулирования № 397. Как только продавец отправил заявку, товары с баланса отправителя условно переносятся на хранение в ЕГАИС. Пока документооборот по этой заявке не завершится, товары нельзя будет отправить другому покупателю.

Отправитель (продавец) может отозвать накладную в одностороннем порядке пока не получен ответ от получателя.

Когда покупатель получает заявку и принимает товары, товары переводятся с баланса отправителя на баланс получателя. Если покупатель отказывается принимать товары, он направляет «Отказ» на заявку — товары остаются на балансе отправителя.

Покупатель может принять товары с расхождением: товары, которые принял покупатель, переводятся на его баланс, а те, которые не принял — остаются на балансе продавца (отправителя).

В течение семи дней покупатель может передумать и отозвать свой ответ на заявку. Это можно сделать один раз в рамках одного документа. Если продавец отказывает покупателю в этом, товары остаются в предыдущем статусе, баланс не меняется. Если принимает — документ переходит в новый статус и ждёт ответа. Продукция в этом случае «заморожена» в ЕГАИС, пока не завершится документооборот.

Отмена фиксации кодов в ГИС МТ: когда нужна и как это делать

Когда от ГИС МТ получен положительный ответ о фиксации кодов и присвоении им особого статуса «Отгружен», продавец может отгружать товар покупателю, а покупатель — подписывать УПД.

Однако может произойти ситуация, когда по каким-то причинам покупатель не принял товар. Например, если в документе указаны неверные коды или с продукцией что-то случилось при перевозке.

В таком случае необходимо отменить фиксацию кодов в ГИС МТ и вернуть их на баланс продавца. Пока специальное состояние кодов не отменено в ГИС МТ, продавец не может реализовать эти товары другим покупателям или вывести их из оборота.

В Диадоке уже доступен этот функционал.

С 1 сентября 2025 года для пива в потребительской упаковке действуют новые правила — стартует обязательный поэкземплярный учет.

Подробнее — в статье Новые правила работы с пивом: что изменилось с 1 сентября 2025 года

Коротко о фиксации кодов маркировки пива

Для товарной группы «Пиво» введен особый порядок подачи сведений — ГИС МТ проверяет информацию в УПД, фиксирует коды и назначает им особый статус «Отгружен». Этот процесс называется фиксацией кодов маркировки.

С 1 декабря 2025 года по закону продавец может отгружать продукцию покупателю только после того, как ГИС МТ уведомит о фиксации кодов.

Если после положительного ответа от ГИС и фиксации кодов покупатель не принял товар, нужно отменить фиксацию кодов в системе маркировки и вернуть коды на баланс продавца. Иначе продавец не сможет совершать операции с этими товарами.

Работайте с маркировкой по правилам

Соблюдайте все требования законодательства с Диадоком

Сравните затраты на бумажный и электронный документооборот
Подписаться

Сравните затраты на бумажный и электронный документооборот

Пришлем ссылку на онлайн-калькулятор ответным письмом на почту, которую вы указали

Подписаться

Другие статьи

Все статьи