МЧД для системы «Честный знак». Аспекты, которые стоит знать руководителю — Диадок

МЧД для системы «Честный знак»: что важно знать руководителю бизнеса

25 марта 2025

В статье расскажем, зачем оформлять машиночитаемые доверенности (МЧД) на сотрудников организации, и какие доверенности нужны для работы в системе «Честный знак».

Зачем оформлять МЧД при работе с Честным знаком

Система «Честный знак» — это национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Перечень товаров, которые необходимо обязательно маркировать, утверждает Правительство. С полным списком товаров, которые подлежат обязательной маркировке, можно ознакомится на портале «Честного знака».

При маркировке на каждую единицу товара производитель или импортер наносит код идентификации (далее — КИ). КИ можно наклеить на упаковку или напечатать на этикетке товара. Информацию о присвоенном коде вносят в единую национальную базу данных — систему маркировки «Честный знак». Код позволяет отследить, кто и когда произвел товар или ввез в страну, на каком этапе реализации он сейчас находится.

Без МЧД в системе «Честный знак» может работать только руководитель организации или ИП. Остальным сотрудникам необходимо оформить машиночитаемую доверенность, так как они подписывают документы электронной подписью физлица.

Электронную подпись физического лица можно получить в любом аккредитованном коммерческом УЦ, например, в УЦ Контура. Руководитель или ИП может получить электронную подпись в УЦ ФНС.

МЧД — это электронный аналог бумажной доверенности, которая подтверждает полномочия физического лица на совершение определенных действий от имени доверителя, в том числе на подписание электронных документов. Таким образом, МЧД дает возможность работать в Честном Знаке доверенным лицам организации.

С МЧД в системе «Честный знак» можно работать со всеми товарными группами, кроме лекарственных препаратов.

За отсутствие маркировки на товарах, которые должны обязательно маркироваться, грозит ответственность в виде штрафа с конфискацией такого товара. Штраф по ст. 15.12 КоАП:

  • от 5 до 10 тыс. рублей — для ИП;
  • от 50 до 300 тыс. рублей — для юридических лиц.

За производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки в крупном и особо крупном размере могут привлечь к уголовной ответственности. Максимальное наказание — лишение свободы до 6 лет со штрафом до 1 млн рублей (ч. 2 ст. 171.1 УК).

Как зарегистрироваться в системе «Честный знак»

Чтобы маркировать товар и передавать данные о покупке, либо продаже продукции в систему «Честный Знак», руководитель компании или ИП должен зарегистрироваться в государственной информационной системе мониторинга товаров — ГИС МТ. Для регистрации руководитель организации или ИП должен получить электронную подпись в УЦ ФНС.

Регистрация в системе проходит в нескольких этапов:

Шаг 1. Начать надо с подачи заявки на странице сайта Честного знака. Система автоматически проверяет наличие УКЭП, настройку программного обеспечения и уведомляет о наличии проблем. 

Шаг 2. После положительного рассмотрения заявки на регистрацию система предложит ответить на несколько вопросов. При первом входе в систему будет предложено заполнить данные организации и профиля. 

Шаг 3. После подтверждения о корректности заполнения профиля — необходимо авторизоваться в личном кабинете Честного знака. Регистрацию от лица компании может выполнить только руководитель или ИП со своей УКЭП. 

Шаг 4. После регистрации и авторизации в системе руководитель компании или ИП может передать свои полномочия по работе с маркированными товарами ответственным сотрудникам. Чтобы сотрудники смогли попасть в систему, им также понадобятся сертификаты УКЭП.

СКБ Контур входит в официальный реестр операторов ЭДО и предлагает удобный сервис для передачи данных в Честный знак

Какие МЧД нужны для работы в системе «Честный знак»

Работать в системе «Честный знак» можно с двумя форматами МЧД: собственным форматом Честного знака и единым форматом (003).. 

МЧД собственного формата можно выпустить в личном кабинете Честного знака. Пользоваться такой доверенностью можно только в системе маркировки. 

Полномочия в ней указывать не нужно — они зависят от роли пользователя в сервисе:

  • сотрудник без права подписи может только просматривать сведения о товарах, кодах идентификации и документах;
  • сотрудник с правом подписи может создавать документы и заверять их;
  • администратор может все то же, что и сотрудник с правом подписи. Также он дополнительно может работать с пользователями. Например, приглашать работников в сервис или менять информацию в профилях.

МЧД единого формата выпускают в специальных сервисах. Например, в сервисе Контур.Доверенность или в распределенном реестре ФНС. Пользоваться такими доверенностями можно в системе маркировки и в других сервисах, где требуется подтверждение полномочий подписанта. Например, в сервисе электронного документооборота Контур.Диадок.

При выпуске МЧД в специальных сервисах сотрудника необходимо наделить полномочиями. Полномочия для работы в Честном знаке начинаются с префикса «МТ_» ". Для работы с универсальными передаточными документами (УПД) в системе маркировки нужны МЧД с кодом полномочия BTBO_00000003.

Если МЧД потеряет актуальность раньше истечения срока, на который она была выдана, руководитель или ИП должен отозвать МЧД в любое удобное время.

Когда МЧД выдана в порядке передоверия, то может потребоваться ее нотариальное заверение. Заверять доверенность не нужно в том случае, если она выдана непосредственно руководителем организации или ИП. В остальных случаях — нужно обратиться к нотариусу.

Коротко о том, что нужно знать руководителю о МЧД в Честном знаке

Обязательная маркировка товаров регулируется Правительством, а перечень таких товаров доступен на портале «Честного знака».

Машиночитаемая доверенность необходима сотрудникам организаций для работы в системе. Она дает право осуществлять определенные действия и подписывать электронные документы от имени компании или ИП.

С МЧД в системе «Честный знак» можно работать по всем товарным группам, кроме лекарственных препаратов.

МЧД можно отозвать в любой момент, если она потеряла актуальность.

Настройте быстрый обмен документами

Ответим на все вопросы и поможем подключить ЭДО

Сравните затраты на бумажный и электронный документооборот
Подписаться

Сравните затраты на бумажный и электронный документооборот

Пришлем ссылку на онлайн-калькулятор ответным письмом на почту, которую вы указали

Подписаться

Другие статьи

Все статьи