Маркировка товара для маркетплейсов: что важно знать продавцам — Диадок

Маркировка товаров для продажи на маркетплейсах

5 марта 2025

Государство создало систему маркировки товаров, чтобы сделать максимально прозрачным путь каждой товарной единицы от момента производства до перехода её в руки покупателя. С 2023 года в эту систему включились маркетплейсы. Рассказываем, какие обязательства в связи с этим появились у селлеров.

В этой статье:

Зачем и как передавать коды маркировки на маркетплейсы

Постановление Правительства от 29.07.2022 № 1351 обязует интернет-магазины контролировать наличие маркировки на товарах, которые реализуют через их электронные площадки.

Если товар по закону подлежит обязательной маркировке, то:

  • селлер должен передать сведения о коде маркировке магазину. В противном случае, такой товар не будет допущен к продаже;
  • сведения об обороте маркированных товаров необходимо передавать в электронном УПД и только через операторов ЭДО.

Продавец в таком случае теряет время и деньги, так как рискует получить штраф или блокировку товара.

Если бизнес участвует в обороте маркированных и прослеживаемых товаров, он обязан использовать ЭДО. Так как через ЭДО информация о таких товарах передается в государственные информационные системы, такие как ГИС МТ или ЭДЕМ.

Зачем селлеру регистрироваться в системе «Честный знак»

Коды цифровой маркировки (Data Matrix) генерирует и регистрирует государственная система «Честный знак». Список товаров, которые должны маркироваться, указан в распоряжении Правительства от 28.04.2018 № 792-р. Перечень товаров для маркировки регулярно обновляют и добавляют новые товарные группы.

По коду маркировки можно получить сведения о товаре в системе «Честный знак», например:

  • о происхождении товара,
  • характеристиках,
  • дате производства,
  • сроке годности.

Также по кодам система отслеживает дальнейшее перемещение товаров от производителя до конечного потребителя. Селлер обязан зарегистрироваться в системе «Честный знак», чтобы легально продавать свои товары и не иметь проблем при взаимодействии с маркетплейсами.

Как селлеру передавать коды маркировки на маркетплейс

Алгоритм передачи кодов маркировки на маркетплейс стандартный:

  1. Зарегистрироваться в «Честном знаке» — получить доступ к личному кабинету.
  2. Оформить документы через систему ЭДО и указать коды маркировки в накладных.
  3. Передать данные маркетплейсу. Он проверит корректность информации по товарам.
  4. Если все верно, можно передавать товар к продаже.

Если нарушить этот порядок — маркетплейс не примет товар к продаже.

Как автоматизировать торговлю маркированными товарами на маркетплейсах

Взаимодействие с интернет-магазинами по продаже маркированных товаров проще всего выстроить через оператора ЭДО. Например, сервис Контур.Диадок закрывает все задачи по обмену данными с маркетплейсами и «Честным знаком». В Диадоке можно создавать универсальный передаточный документ (УПД), отражать в нем все необходимые реквизиты согласно требованиям законодательства (в том числе коды маркировки) и принимать информацию от поставщиков.

Данные о движении маркированных товаров сервис автоматически передает в «Честный знак», а встроенные уведомления помогут продавцу оперативно отслеживать статус их передачи.

Диадок поможет соблюдать требования маркировки, автоматизирует передачу сведений в Честный знак

Как ввести в оборот и продать на маркетплейсе товар с маркировкой

Процедура ввода товаров в оборот зависит от того, откуда они попали к селлеру. 

Есть всего три варианта:

  • продавец произвел товары сам;
  • продавец купил их у российского поставщика;
  • продавец импортировал товары из-за рубежа.

Собственное производство. При таком вариантеселлер сам проходит все этапы маркировки — заказывает коды в «Честном знаке», наносит их на каждый товар, вводит товары в оборот. Для организации процесса требуется целый комплекс оборудования такого как принтер этикеток, сканер кодов, терминал сбора данных и специализированные программы для работы с оборудованием.

Закупка в России. В этом варианте маркировка товаров — это ответственность производителя. Он присваивает товарам коды Data Matrix и вводит свою продукцию в оборот. При продаже товаров селлерам поставщик отправляет им коды в УПД через ЭДО. Далее — право на эти товары переходит приобретателю. Для последующей реализации коды также должны передаваться в УПД через ЭДО.

Импорт. В этом случае процедуру маркировки товаров селлер должен организовать еще до ввоза товаров на территорию России. Для этого придется заранее договориться с производителем или промаркировать товар на таможенном складе. Коды маркировки нужны в том числе и для заполнения таможенной декларации, так как без них нельзя получить разрешение на ввоз.

Как продавать маркированные товары на маркетплейсах

У селлеров есть три основных способа сотрудничества с маркетплейсами:

Способ Аббревиатура Пояснение

Продажа товаров со своего склада

FBS

Селлер сам организует хранение своих товаров и передает их на доставку только после того, как покупатель оформит заказ на маркетплейсе. Коды маркировки он передает магазину через личный кабинет перед отгрузкой товара.

Продажа со склада маркетплейса

FBO

Селлер отправляет товары на склад интернет-магазина, а вся дальнейшая логистика — дело торговой площадки. Коды маркировки сканирует селлер и передает маркетплейсу в УПД через систему ЭДО, например через Диадок.

Продажа со своего склада, а маркетплейс используют как витрину и дополнительный канал продаж.

DBS

Селлер отвечает и организует хранение, сборку и доставку товара до покупателя, маркетплейс выступает как витрина его товара. Коды маркировки селлер передает в Честный ЗНАК через личный кабинет или самостоятельно в зависимости от правил площадки.

Особенности работы с маркированными товарами на разных маркетплейсах

Рассмотрим, как работает маркировка на основных торговых площадках.

Озон. Продавец работает с маркировкой в личном кабинете Ozon Seller. 

Если товар отправляют по схеме FBS, то коды маркировки можно указать в любое время до передачи отправления в логистику Озон: пока отправление находится в статусах «Ожидает сборки» и «Готов к отгрузке». Продавец передает присвоенные товарам коды на маркетплейс. Далее, заказ отправляют на сборку, а по её завершении получают статус «Ожидает отгрузки». Когда заказы будут доставлены покупателям, необходимо проверить в «Честном знаке», выведены ли указанные в заказах коды маркировки из оборота. Если нет — это нужно сделать самостоятельно.

По схеме FBO продавец маркирует товары перед отправкой на склад маркетплейса, а коды передает магазину в УПД. После приемки Озон пришлет ответный документ с указанием всего перечня товаров, которые были приняты на склад. Товары без маркировки в продажу не пойдут, их пометят в отчете о товарах подписью «Вывести со склада и нанести контрольно-идентификационный знак (КИЗ)». Озон самостоятельно выводит коды маркировки из оборота при формировании чека.

Схема DBS у Озона называется realFBS. Процесс идентичен схеме FBS. Также передать код маркировки можно через приложение Ozon Seller — ввести его вручную или просканировать с помощью камеры.

Вайлдберриз. Эта площадка также не принимает к реализации товары без необходимой маркировки. Все действия с передачей кодов производятся через личный кабинет и по системе ЭДО. При отгрузке со склада продавца коды отражает сам селлер в личном кабинете. Сотрудники маркетплейса продают товары, отправляют их покупателям и следят, какие из них будут выкуплены, а какие вернутся на склад. Продавцу в итоге пришлют отчет о проданных позициях. При продаже товаров со своего склада продавец должен сам выводить маркированный товар из оборота по факту продажи и возвращать в оборот при отказе покупателем.

При работе через склад маркетплейса туда отправляют уже промаркированные товары. Площадка сверяет данные и отправляет продавцу акт приемки с перечнем принятых товаров. Продавец в ответ заполняет УПД через оператора ЭДО (например, Диадок) и после его подписания со стороны Вайлдберриз права на товар переходят интернет-магазину. Дальнейшая ответственность за работу с кодами, подачу сведений в «Честный знак» и вывод из оборота, на стороне маркетплейса.

Подробнее об ЭДО на Вайлдберриз в статье «ЭДО для Wildberries»

Яндекс.Маркет. Работу с кодами ведут в личном кабинете в разделе «Заказы и отгрузки». 

По схеме FBY передают коды маркировки Яндекс.Маркету непосредственно при поставке товаров. По схеме FBS и DBS коды передают во время обработки заказов. 

После уведомления о продаже товара селлер самостоятельно выводит коды из «Честного знака». Обычно товары выводят из оборота в момент печати чека покупателю. На Яндекс.Маркете сами маркировочные коды выглядят несколько иначе, чем на других площадках. В их структуре есть разделительные символы, которые обычно при сканировании отображаются как пробел или квадрат. При передаче кодов в ЭДО разделители в Data Matrix-кодах заменяются на символ «\u001d», чтобы данные корректно обрабатывались в Яндекс.Маркете. 

При отправке по схеме FBO продавцу нужно только удостовериться в наличии читаемых кодов на каждом товаре и передать их маркетплейсу в УПД. Остальную работу делает интернет-магазин.

При системе DBS коды маркировки передают во время обработки заказов, а выводят — в момент печати чека, но надо перепроверять самостоятельно, потому что у площадок могут быть свои нюансы работы.

Год онлайн-бухгалтерии бесплатно для новых ИП

Контур.Эльба автоматически считает налоги с Ozon и WB. Простая настройка по инструкции из 3 шагов

Реклама 16+.

Как оформить возврат маркированного товара

Если товар вернулся от покупателя в «родной» упаковке и код маркировки на нем сохранился без повреждений, то менять его не надо. В «Честный знак» продавец должен будет передать данные о возвратной операции с реквизитами подтверждающих документов. Если код не сохранился или был поврежден, то следует перемаркировать товар, запросив новый код для него в «Честном знаке». После этого можно будет оформить возврат товара в оборот.

В случае возвратов через курьера важно, от кого именно приезжает к покупателю курьер. Если от интернет-магазина, то он сам на месте оформляет чек о возврате и сканирует код маркировки, чтобы данные об операции отправились в «Честный знак». Если курьер работает от курьерской службы (от платежного агента), то сначала продавец передает сведения о выбытии товара в «Честный знак» с указанием причины «Дистанционная торговля». После чего курьер сможет оформить покупателю чек о возврате. В таком случае собственнику товара самостоятельно необходимо подать сведения о выводе из оборота через личный кабинет системы маркировки.

Как продавцу подготовиться к маркировке товаров

Шаг 1. Получить квалифицированную электронную подпись. Если подпись уже есть и она действующая, новую заказывать не нужно. Подпись требуется для регистрации в системе, подписания документов и обмена ими с торговой площадкой. Руководитель организации или ИП получает электронную подпись в Удостоверяющим центре ФНС, а их сотрудники — в коммерческом Удостоверяющем центре. 

Шаг 2. Пройти регистрацию в «Честном знаке» и заказать коды маркировки.

Шаг 3. Распечатать и нанести маркировку на товар (для импортеров и производителей).

Шаг 4. Выбрать сервис ЭДО и подключить его для обмена информацией о движении товаров (например, Диадок).

Шаг 5. Купить сканер для проверки кодов и контроля за перемещением товаров и выводом их из оборота.

Ошибки в процессе маркировки товара для маркетплейсов

Рассмотрим типовые ошибки при работе с маркировкой товаров для маркетплейса.

Использование поврежденных кодов.Перед тем как передавать коды маркировки на маркетплейс, лучше их самостоятельно перепроверять на читаемость сканером. Если код Data Matrix плохо пропечатан, затерт, поврежден или просто выцвел, использовать его дальше нельзя. Товар надо перемаркировать или он будет считаться вообще не промаркированным, что приведет к штрафам для продавца.

Неточный перенос кодов в систему. Часть данных о маркировке товаров для маркетплейсов приходится заносить в систему вручную. Ошибки могут случаться в последовательности символов или регистре. Можно пропустить или, наоборот, добавить в код лишний знак. Если документы с неправильным кодами уже отправлены, придется возвращать товары и перемаркировывать их.

Некорректный вывод кодов из системы. Обычно маркетплейсы сами выводят товары из оборота. Это происходит автоматически при отправке покупателю, но никто не застрахован от системных сбоев. Селлеру лучше самостоятельно и регулярно проверять, не числятся ли в «Честном знаке» коды продукции, которой в обороте уже нет.

Покупка кодов на сторонних ресурсах.Маркировочные коды выпускает только «Честный знак». Приобрести их можно напрямую через сайт системы или через сервисы, интегрированные с ней. Любые другие источники Data Matrix нелегальны. За использование поддельные кодов предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Что грозит за неправильную или отсутствующую маркировку

Санкции за нарушения правил обязательной маркировки предусмотрены и для производителей, и для продавцов.

По ст. 15.12 КоАП тем, кто выпускает, вводит в оборот или продает немаркированные соответствующие образом товары, грозят штрафы:

  • от 5 до 50 тыс. руб. — для должностных лиц;
  • от 50 до 500 тыс. руб. — для юридических лиц.

Уголовная ответственность предусмотрена за производство и сбыт немаркированной продукции в крупном и особо крупном размере, а также за использование заведомо поддельных кодов (ст. 171.1 УК). В зависимости от степени тяжести за такие преступления могут наказать:

  • штрафами до 1 млн руб.;
  • принудительными работами на срок до 5 лет;
  • лишением свободы на срок до 6 лет. 

Коротко о том, что важно знать продавцам о маркировке

Продажа маркированных товаров через маркетплейсы для селлера — не простая задача: чтобы работать в рамках требований законодательства нужно разбираться и соблюдать правила. Для автоматизации процесса есть инструменты, например, использование сервиса оператора ЭДО. Оператор позволяет упросить работу селлеров с маркированными товарами.

Сервис Контур.Диадок помогает оптимизировать операции по взаимодействию с интернет-магазинами и «Честным знаком», что значительно снижает риск ошибок и нарушений и позволяет продавцам экономить их время и деньги.

Работайте с маркировкой по правилам

Соблюдайте все требования законодательства с Диадоком

Сравните затраты на бумажный и электронный документооборот
Подписаться

Сравните затраты на бумажный и электронный документооборот

Пришлем ссылку на онлайн-калькулятор ответным письмом на почту, которую вы указали

Подписаться

Другие статьи

Все статьи