С апреля список маркируемой одежды пополнится новыми категориями, в него войдет несколько десятков групп товаров. Участникам оборота предстоит маркировать продукцию и передавать сведения в Честный знак с помощью оператора ЭДО. За нарушения предусмотрены штрафы, конфискация и уголовная ответственность. В статье расскажем, что стоит знать новым участникам оборота.
В этой статье:
- Когда начали маркировать товары легкой промышленности
- Что изменится в правилах маркировки с 1 апреля 2024 года
- Кто присоединится к маркировке
- Что делать с остатками одежды
- Как работает система маркировки
- Как подготовиться к маркировке: регистрация, ПО и оборудование
- Штрафы за нарушение маркировки легкой промышленности
Отправляйте документы с кодами маркировки через Диадок
Сервис автоматически передаст данные в Честный знак при отправке и получении документов от контрагента.
Когда начали маркировать товары легкой промышленности
С 1 января 2021 года в России вступила в силу обязательная маркировка товаров легкой промышленности. Согласно Постановлению Правительства № 1956, маркировка распространялась только на ограниченный список продукции. Например, бытовой текстиль, пальто и изделия из кожи.
Первоначально обязанность по маркировке была возложена на производителей и импортеров. Они должны заказывать коды, печатать и наносить этикетки с кодами маркировки, а также вводить товар в оборот. Оптовые организации и розничные точки подключились к процессу позднее, после введения обязательной передачи сведений с помощью электронного документооборота.
Когда передача сведений стала обязательной, все участники оборота начали получать и отправлять универсальные передаточные документы (УПД) при приемке и отгрузке. В документе нужно указывать коды маркировки для каждой единицы продукции. В свою очередь, розничные магазины должны выводить товары из оборота через кассу.
Такие меры позволяют государству защитить потребителей от подделок, повысить прозрачность рынка и поддержать добросовестных предпринимателей.
Легкая промышленность — не единственная сфера, которую затронула маркировка. В настоящее время маркируют более 15 товарных групп, например молочку, воду, пиво и слабоалкогольные напитки. Планируется, что к 2026 году более 80% потребительской корзины будет промаркировано.
Что изменится в правилах маркировки с 1 апреля 2024 года
В апреле 2024 года вступит в силу Постановление Правительства № 1899, расширяющее перечень маркируемых товаров легкой промышленности. В него войдут более 20 новых групп, включая блузки, свитеры, шали, шарфы, спортивную и спецодежду. Эти изменения затронут всех участников рынка: от крупных производителей до небольших торговых точек.
Обязанности по маркировке для производителей и импортеров новых категорий совпадают с прежними. Кроме того, согласно постановлению № 1956, участники оборота подключатся к электронному документообороту сразу и будут обязаны обмениваться наполненными УПД с контрагентами.
Лучше заранее подготовиться к изменениям, чтобы распределить расходы на оборудование и ПО, обучить сотрудников работать по новым требованиям и протестировать процессы. Иначе рискуете получить санкции: не только со стороны контролирующих органов, но и от контрагентов, которые откажутся покупать немаркированную продукцию.
Перейдите на ЭДО и выполняйте требования маркировки
Кто присоединится к маркировке
В список маркируемых товаров с 1 апреля войдет практически вся одежда, включая изделия из искусственного меха и фетра, спортивные и лыжные костюмы, пиджаки, костюмы, рубашки, блузки, брюки, шорты, юбки, платья, свитеры, пальто, куртки, плащи, ветровки, шали, шарфы, галстуки, шейные платки и спецодежду. С полным списком товаров, подлежащих маркировке, можно ознакомиться в таблице:

С полным списком можно ознакомиться в постановлении Правительства № 1899 или на сайте Честного знака. Там указаны не только категории, но и коды ТН ВЭД.
Производители будут обязаны наносить коды маркировки на свою продукцию, а затем обмениваться наполненными УПД с контрагентами при реализации. Сопровождать продажу и приемку электронными УПД обязательно для всех участников оборота, которые торгуют маркируемыми товарами. Но это касается только новой продукции. Оптовики и розничные магазины смогут реализовывать немаркированные остатки до 1 июля 2024 года, а хранить — до 1 октября 2024 года.
Импортеры имеют право промаркировать и ввести в оборот нереализованные остатки до 31 августа 2024 года при условии, что товары были приобретены до 31 марта 2024 года.
Что делать с остатками одежды
До 1 июля 2024 года оптовые организации и розничные магазины имеют право реализовывать немаркированные остатки одежды. Чтобы не столкнуться со сложностями, рекомендуем:
- С 1 апреля 2024 года закупать только маркированную продукцию.
- До 1 июля 2024 года продать остатки одежды. Чтобы сделать это быстрее, поставьте скидку или устройте акцию. Например, «1+1».
Если продать товар не получится, придется промаркировать остатки: заказывать коды маркировки, печатать и наносить этикетки, вводить в оборот. В отдельных случаях можно договориться с производителем и попросить его промаркировать продукцию за вас, но закон не обязывает поставщика делать это.
Стоит учесть, что для нанесения кодов маркировки вам понадобится принтер для печати этикеток. Его можно купить или арендовать. Воспользоваться услугами типографии не получится, так как для данной категории такой способ не предусмотрен. Принтер также пригодится в будущем. Например, для перемаркировки товара с поврежденным кодом.
Как работает система маркировки
Маркировка — это процесс, который влияет на весь путь товародвижения:
- Все участники оборота должны пройти регистрацию в системе маркировки «Честный знак».
- Производители должны заказывать коды маркировки, наносить этикетки и отправлять сообщение о вводе товара в оборот.
- Весь путь от производителя до конечного продавца отслеживается при его транспортировке: организации обязаны предоставлять информацию о перемещениях товаров с помощью электронного документооборота.
- При продаже на кассе сканируется код маркировки, чтобы оператор фискальных данных мог передавать информацию о выводе товара из оборота.
Это стандартная схема, которая усложняется на каждом этапе. Например, при списании, порче этикетки во время транспортировки или продажи через маркетплейсы. Также есть нюансы при контрактном производстве и импорте.
Из-за особенностей работы каждой отдельной организации необходимо проанализировать бизнес-процессы компании. Это позволит найти оптимальное решение: как ПО, так и оборудование.
Вы можете приобрести сервис передачи данных в Честный знак самостоятельно, доступ активируется в течение 1–3 дней с момента оплаты
Как подготовиться к маркировке: регистрация, ПО и оборудование
Первый этап при работе с системой маркировки — регистрация в Честном знаке. Для этого необходимо подать заявку на сайте ГИС МТ, заполнить данные о компании, например сведения о товарной группе, и подписать пакет документов. Чтобы зарегистрироваться в системе маркировки, нужна электронная подпись. Если уже выпускали КЭП для отправки отчетности, новая не понадобится.
Производителям и компаниям, которые планируют маркировать остатки, также требуется зарегистрироваться в Нацкаталоге и описать товар по полному атрибутивному составу. Для этого нужно указать все данные о продукции, включая код, номер регламента и разрешительную документацию. Без этого невозможно получить GTIN, а значит — заказывать коды.
Дальше — выбрать ПО и оборудование для работы с системой маркировки:
- Минимальный комплект оборудования для оптовой организации — это ТСД или 2D-сканер. Выбор зависит от объема продукции и условий работы: с терминалом сотрудник не будет привязан к одному рабочему месту, а для работы со сканером потребуется компьютер. Если планируете печатать этикетки, также пригодится принтер для печати этикеток.
- Для выполнения операций с кодами понадобится ПО для работы с системой маркировки. При выборе обращайте внимание на возможность интеграций с оператором ЭДО, учетной системой и оборудованием. Важно, чтобы сервис автоматизировал рутинные задачи и поддерживал сквозные сценарии.
- Для передачи данных в систему маркировки нужно воспользоваться услугами оператора электронного документооборота. Например, Контур.Диадок. С помощью него сможете обмениваться с контрагентами УПД, в которых будут указаны коды маркировки.
Штрафы за нарушение маркировки легкой промышленности
Отдельного наказания за нарушения по маркировке товаров легкой промышленности нет, но существуют общие меры ответственности, которые применяются ко всей маркируемой продукции. Несоблюдение требований может привести к штрафам, конфискации и даже тюремному сроку.
Например, согласно статье 15.12 КоАП, за передачу товаров без отправки сведений в систему маркировки через оператора ЭДО предусмотрен штраф:
- от 1000 до 10 000 ₽ для должностных лиц;
- от 25 000 до 50 000 ₽ для малого бизнеса;
- от 50 000 до 100 000 ₽ для средней и крупной компании.
Аналогичный штраф можно получить и за нарушение сроков передачи сведений в систему. На это дается три дня.
Участникам оборота не стоит надеяться на мораторий, он действует только на плановые проверки от контролирующих органов. Если у госорганов появятся основания, они могут инициировать внеплановую проверку.
Чтобы этого избежать, ориентируйтесь на индикаторы риска. Всего существует 34 таких индикатора для легкой промышленности. Например, если более 50% товаров легкой промышленности реализованы с использованием уже выведенных из оборота кодов маркировки. Подробнее о них можно узнать на сайте Честного знака.
Помимо санкций, применяемых контролирующими органами, компании могут столкнуться с возвратом товаров или прекращением сотрудничества со стороны торговых сетей, маркетплейсов и других контрагентов. Бизнесу важно соблюдать требования по маркировке, чтобы избежать негативных последствий и сохранить доверие партнеров.
Отправляйте документы с кодами маркировки через Диадок
Сервис автоматически передаст данные в Честный знак при отправке и получении документов от контрагента.
25 исходящих документов на 30 дней — всем новым пользователям.
25 исходящих документов на 30 дней — всем новым пользователям.