Обзор изменений законодательства в ЭДО — апрель 2025 — Диадок

Обзор изменений законодательства в ЭДО — апрель 2025

6 мая 2025

Ежемесячный дайджест от эксперта Диадока Марии Шевченко об основных изменениях в законодательстве ЭДО.

Форматы электронных документов

УПД и счет-фактура: обновили xsd-схемы для форматов

На сайте ФНС разместили обновленные xsd-схемы для форматов УПД и счета-фактуры, а также добавили на сайт обновленный текст самого формата, в котором учли последние изменения:

  • Для реквизита ЦенаТов (цена товара) добавили условие, при котором он может принимать значение от нуля и более.

  • Для реквизита НаимДокОпр (наименования первичного документа, определенного организацией) изменили условие обязательности — признак Н заменили на НУ.

Счет на оплату: обновили xsd-схему

Устранили несколько разночтений, которые возникали между схемой и форматом (приказ ФНС от 20.01.2025 № ЕД-7-26/29@).

Теперь для элемента «Функция» можно выбрать значение: 0 или 1 — счет на оплату или счет-оферта (таблица 5.2 приказа). Предыдущая xsd-схема допускала только одно значение — 0.

Для элемента «ОКПОТип» в xsd-схеме исправили маску значения — контроль введенных символов, чтобы значение текстового поля соответствовало определенному правилу.

Полный переход на электронные счета-фактуры

3 апреля прошел бизнес-завтрак с участием Федора Новикова — начальника Управления электронного документооборота ФНС. На встрече обсудили вопрос полного перехода на электронные счет-фактуры. По мнению ФНС, если доля обмена электронными счетами-фактурами достигнет 75%, то, возможно, будет принято  решение о полном обязательном переходе на обмен электронными счетами-фактурами.

Разработка форматов электронных документов

В видеоролике ФНС рассказала, как ведется работа над созданием и актуализацией форматов электронных документов. Федор Новиков обратил внимание, что бизнес может участвовать в рабочих группах по созданию формата.

Новый формат операторы ЭДО должны внедрить в течение шести месяцев с даты публикации приказа или в другой период согласно законодательным нормам.

Сейчас в разработке находится новый формат электронного единого транспортного документа. А также в работе на обновлении электронные форматы:

  • УКД и КСФ,
  • транспортной накладной,
  • путевого листа.

Ответим на вопросы и настроим электронный документооборот

Машиночитаемые доверенности

Универсальный формат МЧД: прием доверенности госорганами

Также 3 апреля на бизнес-завтраке с ФНС затронули вопрос, когда универсальный формат МЧД и форматы электронных документов начнут принимать все госорганы. По словам Федора Новикова, принятие закона об «Электронных архивах» помогло бы ускорить решение этого вопроса.

ФНС уже принимает МЧД по формату 003 и документы в электронном виде.

Порядок обмена электронными счетами-фактурами

Изменения в порядке обмена

В ближайшее время планируются масштабные изменения в порядке обмена электронными счетами-фактурами, который утвержден приказом Минфина от 5 февраля 2021 г. № 14н. На федеральном портале проектов нормативных правовых актов разместили проект приказа, который утвердит новый порядок обмена. Приказ должен начать действовать с 1 октября 2025 года.

Одно из главных нововведений — появление универсальных сообщений (УС). Вместо извещения о получении (ИоП) и уведомления об уточнении (УоУ) нужно будет использовать УС. Для сделок в сфере закупок по 44-ФЗ порядок обмена останется прежним — с использованием ИоП и УоУ.

С помощью УС участники ЭДО будут передавать информацию о получении счета-фактуры, необходимости исправления ошибок в документе или другие сведения, которые касаются электронных счетов-фактур. В отличие от ИоП и УоУ универсальное сообщение не нужно подписывать сертификатом электронной подписи.

Также из процесса обмена исключат заявление участника ЭДО — регистрационные данные будут передавать оператору, а он будет отправлять их регулятору.

Планируются, что изменения вступят в силу с октября 2025 года, но уже летом 2025 года операторы начнут тестировать новую функциональность: в июне параллельно с ИоП и УоУ начнут отправляться соответствующие им УС.

Электронная подпись

Изменения в законе об электронной подписи

Расширят перечень лиц, которым может быть выдан сертификат ключа проверки электронной подписи. Изменения в закон № 63-ФЗ вносит Федеральный закон от 21.04.2025 № 94-ФЗ. Он наделяет Казначейство России следующими полномочиями:

  • создание и выдача квалифицированного сертификата ключа проверки ЭП госорганов, сведения о которых не включены в ЕГРЮЛ;
  • формирование и ведение перечня таких госорганов в качестве государственного информационного ресурса с круглосуточным и беспрепятственным доступом.

Изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 года.

Использование сертификатов электронных подписей через мобильное приложение

Удостоверяющий центр Контура провел большую конференцию «Ключ к доверию». На ней ​ФНС сообщила, что теперь руководители компаний и ИП смогут использовать два сертификата электронной подписи. Одна должна быть записана на токен, вторая — хранится в мобильном приложении. Сейчас приложение доступно для смартфонов на Андроид. Для регистрации в приложении нужно сдать биометрию.

Контур готовится поддержать мобильное приложение от ФНС. Но уже компании есть собственное решение для подписания документов без компьютера — Рутокен 3.0 NFC. Подписывать документы с его помощью можно в мобильном приложении Контур.Диадока.

Прослеживаемость

Классификатор ошибок электронных счетов-фактур с реквизитами прослеживаемости

Классификатор утвержден приказом ФНС от 17.04.2025 № ЕД-7-26/293@. Он включает коды ошибок, которые возникают при приеме транспортного контейнера и проверке электронных счетов-фактур. Приказ вступает в силу 5 мая 2025 года.

Маркировка

Эксперимент по маркировке слабоалкогольной продукции

До 31 августа 2025 года проводится эксперимент по маркировке отдельных видов алкогольной продукции с содержанием этилового спирта (крепостью) в готовой продукции до 9% (перечень утвержден постановлением Правительства от 06.05.2024 № 585).

Участие в эксперименте добровольное. Достаточно подать заявку в соответствии с методрекомендациями (п. 4 и 5 постановления № 585). Порядок передачи сведений аналогичен порядку по товарной группе «Пиво» (п. 99 постановления № 2173).

Информацию передают на проверку в ГИС МТ через электронный УПД, в котором должны быть заполнены реквизиты, например:

  • ИНН и КПП продавца и покупателя,

  • количество поставляемых товаров,

  • код идентификации или код идентификации транспортной упаковки.

ГИС МТ проверяет их и фиксирует коды идентификации под отгрузку.  После проверки ГИС МТ и подписания продавцом УПД направляют покупателю товаров через оператора ЭДО. В свою очередь, покупатель подписывает документ усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет его через оператора ЭДО в информационную систему. Направить УПД покупатель должен не позднее одного рабочего дня после дня приемки продукции.

Если поступивший УПД прошел проверку, оператор отражает в информационной системе факт приемки-передачи товаров между участниками оборота товаров. Подписанный электронный УПД направляют на проверку в ГИС МТ даже для перемещения товаров между структурными подразделениями организации.

Маркировка пива

Подготовили проект Постановления, по которому ГИС МТ откажет в приеме документов, если, например, в УПД от производителя отсутствует информация о разрешительной документации в ГИС МТ или же в реестре есть данные о ее недействительности, аннулировании, истечении срока годности.

Плановое вступление в силу — с 1 сентября 2025 года.

Маркировка подакцизных безалкогольных напитков

На рассмотрении проект постановления, по которому с 1 марта 2026 года планируют начать поэкземплярный учет подакцизных безалкогольных напитков. Это сделано, чтобы согласовать требования налогового законодательства и законодательства в сфере маркировки.

В это же время стартует поэкземплярная прослеживаемость всех безалкогольных напитков. Проект предусматривает признание утратившими силу отдельных положений — абзацев 7, 8 и 9 п. 28 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 31.05.2023 № 887.

Маркировка лекарственных ветпрепаратов

С 1 марта 2026 года участники оборота лекарственных средств для ветеринарного применения должны передавать сведения о маркированном товаре с использованием электронного УПД (пп. «б» п. 3 Постановления Правительства от 27.05.2024 № 675).

В УПД обязательно нужно будет указывать места осуществления деятельности (МОД).

Уникальность МОД для участников оборота будет обеспечиваться за счет совокупности данных:

  • для юрлиц— ИНН, КПП, код ФИАС в системе Цербер;

  • для ИП — ИНН, код ФИАС в системе Цербер.

Расширение перечня маркируемых ветпрепаратов

По проекту постановления в перечень маркируемых ветпрепаратов планируют добавить инсектициды и культуры микроорганизмов (кроме дрожжей). Старт маркировки и вывод из оборота продукции запланирован на 1 сентября 2025 года.

Маркировка биологически активных добавок

По проекту с 1 сентября 2025 планируется маркировка, оборот и вывод из оборота ферментов и рыбьего жира, а также передача сведений об обороте этих позиций. Оборот немаркированных остатков и их маркировка разрешены до 31 августа 2026.

Маркировка табака и табачных изделий

Подготовлен проект, по которому до 1 сентября 2025 года участники оборота никотинсодержащей продукции должны представить в ГИС МТ сведения по этой продукции, если ранее она была зарегистрирована ими в системе мониторинга, но сведения не соответствуют текущему постановлению. Также планируют добавить правила о минимальной цене на никотиносодержащую продукцию.

Маркировка кондитерских изделий

Подготовили проект Постановления на маркировку отдельных видов сладостей и кондитерских изделий, упакованных в потребительскую упаковку. Планируемая регистрация участников с 1 сентября 2025 года. В товарной группе будет партионный учет с переходом на поэкземплярный.

Изменения в правилах маркировки некоторых товарных групп

Проект предусматривает изменения в правила маркировки обуви, духов и туалетной воды, шин, упакованной воды. Плановое вступление в силу — с 1 сентября 2025 года.

ГосЭДО

Контур стал первым негосударственным оператором ГосЭДО

У клиентов Диадока появилась возможность — документооборот с госорганами. Интеграция Диадока с платформой ГосЭДО — это не аналог сервиса для сдачи регламентированной отчетности в ФНС, Росстат или СФР. Это обмен неформализованными документами в формате PDF между федеральными, региональными и муниципальными органами власти и бизнесом.

Оставить заявку на подключение

Пользователь Диадока взаимодействует с разными ведомствами в одном окне. Все запросы, письма и другие документы хранят в одном сервисе. Благодаря этому, увеличивается скорость обработки документов и повышается прозрачность документооборота, так как можно отслеживать статус документа в режиме реального времени.

Для государства польза от ГосЭДО в унифицированном подходе к документообороту, возможности мониторинга статистики и сокращении стоимости отправки документации.

Подробнее, для чего нужен ГосЭДО и кому подойдет, читайте в статье «Что такое ГосЭДО через Диадок»

ТЭДО

Юридически значимый документооборот между Россией и Беларусью

Диадок запустил юридически значимый трансграничный ЭДО (ТЭДО) с Беларусью. Партнерами Диадока стали белорусские операторы ЭДО — СТТ «Современные технологии торговли» и ЭДиН «Электронные документы и накладные»

Для российских компаний ТЭДО уже доступен через веб-версию Диадока и через API. В планах — интеграция через коннекторы и модуль 1С.

Сейчас доступен обмен в ЭДО формализованными документами: УПД (ДОП) — со стороны России, товарная накладная формата РБ — со стороны Беларуси. Запуск обмена неформализованными документами планируется в июне 2025 года.

Проработка механизма признания электронной подписи для B2B-обмена между хозяйствующими субъектами

План мероприятий разработали на основе соглашения между Правительствами России и Беларуси о порядке признания электронной подписи в электронном документе при трансграничном электронном взаимодействии. Запланированный срок реализации плана — 2027 год. До этого периода сохраняется действующий механизм подтверждения электронной подписи (п. 4 ст. 7 закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ).

Другие новости

ЭДО с самозанятыми

В марте 2025 года завершился пилотный проект «Электронный документооборот с самозанятыми гражданами». В рамках пилотного проекта самозанятые могли обмениваться со своими заказчикам — юрлицам и ИП актами выполненных работ или оказанных услуг в электронном виде.

В проекте участвуют 3 оператора ЭДО, среди которых также есть СКБ Контур. Хотя проект завершили, закон не накладывает ограничений на дальнейший обмен электронными документами между самозанятыми.

Закон об ЭДО и дистанционном участии в производстве по делам об административных правонарушениях

2 апреля 2025 года опубликовали закон об электронном документообороте. В частности, в новый закон говорит, что в КоАП появятся заявление, ходатайство, жалобу, протест и другие документы, которые можно подать в электронном виде (в том числе в форме электронного документа).

Документы в суд можно подавать через единую систему межведомственного электронного взаимодействия:

  • госуслуги,

  • информационную систему, определенную Верховным Судом или Судебным департаментом при Верховном Суде,

  • систему ЭДО участников производства по делам об административных правонарушениях.

Закон вступит в силу с 1 июля 2025 года.

Попробуйте ЭДО

Поможем подключиться и отправить первый документ в Диадоке

Попробуйте Диадок 30 дней бесплатно

25 исходящих документов на 30 дней — всем новым пользователям.

Попробовать
Попробуйте Диадок 30 дней бесплатно

25 исходящих документов на 30 дней — всем новым пользователям.

Попробовать

Сравните затраты на бумажный и электронный документооборот

Пришлем ссылку на онлайн-калькулятор ответным письмом на почту, которую вы указали

Подписаться

Другие статьи

Все статьи