При перевозке опасных грузов особенно важно соблюдать требования законодательства — в том числе по оформлению перевозочных документов. С 2022 года их можно создавать в электронном виде. Рассказываем, что нужно, чтобы работать по новым правилам без бумаги.
Что такое опасные грузы
К опасным грузам относят любые вещества, изделия и даже отходы, которые могут представлять угрозу для людей, животных, окружающей среды, имущества. Если груз может взорваться, воспламениться, загрязнить воздух, почву, водоемы, вызвать отравление людей, животных и растений или разъесть металл — скорее всего, он опасный.
На международном уровне перевозку таких грузов регулирует Комитет экспертов ООН. Он присваивает опасным веществам идентификационные номера (коды), которые используют при маркировке опасных грузов, разрабатывает рекомендации и типовые правила безопасности. Именно на их основе было принято Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) — его используют почти все страны Европы, включая Россию.
В ДОПОГ указано более 3,5 тысяч наименований опасных грузов. Вот лишь несколько примеров:
- патроны и боеприпасы;
- топливо и газ;
- ртуть и другие токсичные вещества;
- ракеты, фейерверки, порох;
- радиоактивные вещества;
- химикаты, едкие жидкости и биологические отходы.
Каждому веществу присваивается номер и класс опасности — всего девять классов. По ним определяется, в какой таре следует перевозить груз, какие требования предъявляют к транспортным средствам, какие знаки опасности должны быть нанесены на груз и транспорт. Это основа всей логистики опасных грузов: неправильная маркировка грозит штрафом или даже задержанием транспортного средства, отсутствие документа — риск лишения водителя прав на управление автомобилем.
В России действуют те же принципы — перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется в соответствии с требованиями ДОПОГ и законодательства РФ.
Какие документы нужны для перевозки

Чтобы перевезти опасный груз по правилам, потребуется целый набор документов:
- Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, выданное ГИБДД.
- Специальное разрешение от Ространснадзора — оформляют на период до года. На оборотной стороне указывают согласованный с владельцем дороги маршрут движения. Порядок выдачи описан в приказе Минтранса от 11.04.2022 № 127.
- Свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя.
- Письменные инструкции, в которых прописано как действовать в случае аварии или чрезвычайной ситуации.
- Перевозочные документы на груз. Транспортная накладная и путевой лист при перевозках по России, международная товарно-транспортная накладная (CMR) при международной перевозке.
Особые требования предъявляются и при оформлении перевозочных документов: транспортной накладной, заказа (заявки) на перевозку, заказа-наряда и других.
Что нужно указать | Транспортная накладная | Заявка на перевозку | Заказ-наряд | Сопроводительная ведомость |
---|---|---|---|---|
Отгрузочное наименование груза (по ДОПОГ) |
||||
Состояние груза |
||||
Информация по каждому опасному веществу, изделию или материалу, согласно п. 5.4.1 ДОПОГ |
||||
Номер, дата и срок действия специального разрешения (при наличии) |
|
|||
Установленный маршрут движения |
|
|||
Сопроводительные документы, предусмотренные ДОПОГ |
|
|
Почему бизнес отказывается от бумажных документов
В России на электронные перевозочные документы (ЭПД) активно переходят перевозчики, отправители, экспедиторы и получатели грузов. Онлайн-обмен упрощает работу с документами и снижает операционные риски. Разберем ключевые преимущества.

Оформление документов без лишних операций. Все действия — от создания до подписи — происходят в сервисе электронного документооборота. Если у компании есть учетная система, то Логистику можно просто интегрировать, чтобы работать в привычном интерфейсе. Нет необходимости распечатывать документы, передавать их водителю или отправлять сканы бухгалтерии.
Минимизация ошибок. При заполнении сервис подсказывает, если отсутствуют обязательные сведения — например, номер транспортного средства, данные о водителе или грузополучателе. Информация проверяется на соответствие требованиям ФНС.
Единый доступ к информации. Все участники перевозки работают с одной версией документа. Это исключает дублирование, потерю данных и разночтения между копиями.
История документа. Легко отследить, кто получил документ, подписал, и какая компания следующая в цепочке согласования.
Документы в Диадоке ― юридически значимые оригиналы. Их не нужно дублировать на бумаге
Законно ли использовать ЭПД
Электронные перевозочные документы (ЭПД) обладают такой же юридической силой, как и бумажные. Это закреплено в Уставе автомобильного транспорта № 259-ФЗ и Правилах перевозки грузов № 2200. Эти нормативные акты разрешили использовать ЭПД при грузоперевозках.
Сегодня все участники перевозки могут оформлять документы в электронном виде и передавать их друг другу через государственную информационную систему ГИС ЭПД. Каждое действие с документом — создание, передача, подписание — фиксируется в системе. Подключение к ГИС ЭПД возможно только через операторов электронного документооборота, которые прошли аккредитацию Минтранса.
Электронные документы создаются в формате, утвержденном ФНС. Это структурированные XML-файлы, в которых определены все обязательные поля. Форматы разработаны для транспортной накладной, заказ-наряда, заказа-заявки на перевозку, путевого листа, сопроводительной ведомости и договора фрахтования.
Перевозчики опасных грузов могут использовать ЭПД наравне с другими перевозчиками. Электронные документы принимаются инспекторами ГАИ и Ространснадзора в пути и контролирующими органами при проверках.
Электронный документооборот — часть Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года. В ней указано, что к 2035 году 100% перевозочных документов будут оформляться в электронном виде.
А с 1 сентября 2026 года грузоперевозчики вне зависимости от сферы деятельности и отрасли должны будут оформлять в электронном виде:
- транспортные накладные,
- заказы-заявки на перевозку,
- грузовые накладные в авиации,
- транспортные железнодорожные накладные,
- все экспедиторские документы (экспедиторские и складские расписки, поручения экспедитору).
Новые правила закреплены в Федеральном законе от 07.06.2025 № 140-ФЗ.
Как подключиться к оператору ЭДО
Чтобы оформлять и передавать электронные перевозочные документы, нужно подключиться к оператору электронного документооборота (ЭДО), аккредитованному Минтрансом.
Подключение включает три основных шага:
Шаг 1. Получите электронные подписи для сотрудников, которые будут подписывать документы.
Шаг 2. Выберите оператора ЭДО, который поддерживает работу с ЭПД.
Шаг 3. Настройте обмен ЭПД с партнерами, участвующими в перевозке: отправителями, перевозчиками, получателями.
Если вы хотите упростить процесс, воспользуйтесь сервисом Логистика от Контура. Он создан на базе Контур.Диадока, чтобы помогать оформлять электронные перевозочные документы в соответствии с требованиями законодательства. Мы поможем на всех этапах: от внедрения до подключения контрагентов.
Коротко о том, как перейти на транспортный ЭДО при перевозке опасных грузов
С 2022 года перевозочные документы при перевозке опасных грузов можно оформлять в электронном виде. С 1 сентября 2026 года оформлять электронные транспортные накладные должны будут все перевозчики — вне зависимости от отрасли. Это закреплено в Федеральном законе от 07.06.2025 № 140-ФЗ.
Чтобы работать по новым правилам, нужно подключиться к оператору ЭДО, настроить обмен документами с контрагентами и получить электронную подпись. Сервисы операторов ИС ЭПД, например Логистика от Контура, помогают упростить переход: автоматизируют оформление, сокращают ошибки и ускоряют процесс.
Эксперты сервиса Логистика расскажут, как плавно перестроить процессы в компании и перейти на цифровой обмен документами.
25 исходящих документов на 30 дней — всем новым пользователям.
25 исходящих документов на 30 дней — всем новым пользователям.